30. На день Сретения Господня
Дух Святый был на нем (на Симеоне). (Лк. 2:25).
На праведном и благочестивом Симеоне был Дух Святый потому, что он был праведный и благочестивый; значит, на том человеке, который не праведный и не благочестивый, на том не бывает Духа Святого; а кто ж на нем бывает? Очевидно – дух злой, диавол. Праведному Симеону Дух Святой предсказал, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня; по вдохновению Святого Духа, Симеон пришел в храм Божий, по вдохновению же Духа Божия высказал он пророчество о пришествии Иисуса Христа на землю для спасения иудеев и язычников, так что сам Иосиф и Мария, Матерь Господа, дивились сказанному о Нем; по вдохновению же Духа Святого пророчествовал он и о том, что многие через младенца Иисуса спасутся; а многие, которые не уверуют в Него, погибнут, и что самой Марии оружие пройдет душу через 33,5 года, когда Она будет стоять при кресте и смотреть на тяжкие страдания возлюбленного Сына Своего.
Видите, что Дух Святой в человека святого и благочестивого святые и благочестивые мысли влагает и наводит на доброе дело, например: в церковь влечет человека. Значит, худые и грешные мысли влагает диавол и на худые дела тянет человека. Итак, когда приходит к тебе мысль, то подумай: хорошая ли это мысль или худая, – святая или грешная? Если тянет тебя что-то к чему-нибудь, то подумай: на доброе ли дело тянет или на худое? Не сразу надобно бросаться на то или другое дело, не сразу, а всегда надобно остановиться и подумать; даже не худо бы спросить доброго человека, если сам не можешь угадать: «хорошая ли эта мысль или худая, доброе ли это дело или худое». О, если б так люди рассуждали и поступали, то избегли бы многих ошибок, заблуждений и даже грехов! А то у нас нехорошая привычка: как только что пришло в голову, так тому и быть, так на то и решается человек. – Этим-то диавол и пользуется, который тут же, недалеко от тебя наблюдает за тобой и пользуется всякой твоей ошибкой. Известно, что если нет в человеке Духа Божия, то диаволу тогда доступны все наши мысли, наши желания и наши дела. А ведь мы еще при крещении получаем Духа Божия, при всяком таинстве, при всякой пламенной и сердечной молитве, при приобщении святых Таин – и всегда, когда только молимся и призываем имя Божие, Он бывает при нас и посылает нам Свою благодать, и подает во всем силу, помощь, и направляет к лучшему концу. А как только ты забываешь Бога да имеешь дурное в голове, грешное в мыслях, так Он от тебя удаляется и дает волю злому духу управлять тобой. Особенно, если ты любишь лихословить, празднословить, буесловить; если ты гордишься, имеешь страсть к пьянству, к разврату: тут и есть диавол при тебе; он особенно выжидает, пока Дух Святой отступит от тебя и ангел-хранитель, который стоит по правую сторону человека, – этого только выжидает диавол: нельзя ли ему занять это место – по правую сторону? Вот почему и царь Давид молился о злейшем враге своем, говоря: да станет диавол одесную его32. Это уже последнее несчастье, когда диавол станет по правую сторону тебя; горе тогда, тому человеку: диавол тогда легко утопит человека или в пьянстве, или в разврате, или доведет до самоубийства.
Молись, добрый христианин, непрестанно молись и всеми мерами старайся привлечь на себя Духа Божия: и молись, и постись, и в церковь ходи, и святое Евангелие читай, и часто приобщайся, и беседу веди с благочестивым человеком, и милостыню подавай, – все эти дела удерживают Духа Божия при человеке.
Господи! настави нас на путь истины и благочестия, да не уклонимся мы на путь зла, порока, грехов и погибели. Аминь.
* * *