23. В ту же неделю
Закхей... бе богат, искаше видети Иисуса, кто есть (Лк. 19:2–3).
Удивительный человек этот Закхей: был богат, да еще стал искать случая, времени и возможности – как бы ему увидеть Господа? – В нынешнее время трудно встретить такого человека, чтобы и богат был и желал бы Бога знать и видеть. Ныне человек – как только наживет богатство, так ты его уже не увидишь в церкви: не поставит он свечи перед святой иконой, не станет класть земные поклоны перед образом Божиим. Нет! Закхей, во-первых, был мал ростом, во-вторых, – верно Бога боялся и помнил о смерти и суде Божием; а ныне: где вы встретите богача, который бы Бога боялся и людей срамился, и к угрызениям совести прислушивался? Правда Закхей много хорошего наслышался об Учителе и Чудотворце Иисусе Христе. Но мало ли и у нас есть книг об Иисусе Христе? Мало ли во святом Евангелии о Нем сказано? – Остается слушать, читать и понимать. Почему же богачи не читают св. Евангелия? Почему, даже в доме, боятся оное иметь? – Потому, что как только семя слова Божия падает на его сердце, как только благодать подействует на него, тотчас и богатство его растратится; потому, что на каждой почти странице во святом Евангелии написано: «подавай нищим милостыню, – всякому просящему дай». А очевидно, что если всякому станешь давать, то сам обеднеешь. Так думают богачи; но они заблуждаются, ибо Бог всегда посылает человеку необходимое. Вот и Закхей – как только принял Христа, хотя Господь ему ничего не говорил о милостыне, однако, верно, в нем совесть заговорила – озаренная Господом, – он тотчас половину имения раздал нищим, а кому должен был тому вчетверо возвратил. Вот, что значит увидеться с Богом, или все равно прочитать и уразуметь св. Евангелие: тотчас совесть завопиет, выскажет всю правду, какой требует св. Евангелие – или Божия правда. Вот почему богатые люди живут не по-христиански, – они не читают Божьего писания, и святого Евангелия знать не хотят.
Счастливейший тот богач, к сердцу которого коснется благодать Божия; но таких мало, очень мало. Надобно богатым людям – хоть из любопытства – подняться на древо любомудрия да пожелать узнать волю Божию: «Чего Бог требует от нас? Можно ли спастись, т. е. и мне, богатому человеку? И какие средства употребить для спасения»? В писании сказано: Ищите прежде Царствия Небесного29; «к прискорбию, я прежде искал царства земного – нажил богатство, – думает богач; – но теперь я пресытился им, оно мне наскучило; нельзя ли добыть и Царствия Небесного? Стану отдавать мои сокровища на украшение церквей, на нищих братий Божиих, – авось Господь простит мои прегрешения. Признаюсь – я неправдой нажил богатство: другие трудились для меня; случалось продавать худой товар вместо доброго, приходилось обсчитывать других, приходилось не раз обманывать. – О, Боже! прости меня и помилуй меня»! И Господь всегда прощает кающихся. Но богачу трудно покаяться, потому что трудно решиться перестать богатеть, еще труднее решиться подавать щедрую милостыню, вознаграждать обиженных, и сказать с Закхеем: аще кого чим обидех, возвращу четверицею30.
Молись лучше, христианин, чтоб Сам Господь посетил дом души твоей, если ты уклоняешься от Него, или коснулся бы твоего сердца Своей Божественной благодатью, или во образе нищего явился бы к тебе и слезами поразил бы жестокое твое сердце, дабы ты, прежде нежели дойдешь до гроба, уверился бы, что и твоему дому, или, лучше сказал, твоей душе даровано спасение, что и ты не сын погибели, но сын царствия и наследник благ небесных. Аминь.
* * *