Источник

19. В ту же неделю

Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. (Мф. 3:2).

Так часто, скажешь, святая церковь напоминает о покаянии! А это потому, что и проповедник покаяния Иоанн Креститель и Сам Христос во святом Евангелии часто об этом напоминают. Не так ли добрый отец поступает, когда, видя непорядки между детьми, говорит: «покайтеся, дети, а то будете наказаны: не всегда же я вам буду прощать, – вы меня выведете из терпения, и я примусь за розгу и накажу вас – каждого, по его вине». Так и Господь поступает. Если бы мы не грешили, то не было бы места наказанию, не нужно было бы напоминать нам о покаянии; а поскольку мы не раз, не два, но много раз и часто грешим и оскорбляем Господа, то св. церковь повторяет слова Господни и напоминает нам о покаянии. Да если я и однажды согрешил, и однажды оскорбил Бога, и однажды подпал Его гневу: то всю жизнь уже я должен проводить в покаянии, посте и слезах, потому что я оскорбил бесконечного Бога. Адам и Ева однажды только согрешили, а всю жизнь проводили в покаянии и сокрушении сердца. Да и как было не сокрушаться и не скорбеть, будучи изгнанными из рая сладости и принужденными в поте лица и с великим трудом добывать себе насущный хлеб? Св. апостол Петр не всю ли жизнь плакал о своем отречении? А ведь каждый наш грех есть отречение, отступление от Бога. Да притом, если бы между нами был и один грешник, то и за сего одного Бог мог бы наказать всех несогрешающих. Адам один с Евой согрешил – и весь мир понес наказание. А между нами трудно найти и одного безгрешного, а все почти грешники – согрешающие не раз, не два, но много раз. А сколько еще между нами грешников нераскаянных, которые, по упорству, по ожесточению – ведут войну против Бога, восстают против Бога, жестоко оскорбляют Бога? Поэтому, если не за себя, то за других мы должны скорбеть, молиться Богу и проводить жизнь в покаянии и слезах.

К несчастью – мы все грешники, как потому, что нарушили обеты крещения, так особенно потому, что мы весьма часто и тяжко грешим. «Кто может быть без греха, хотя бы один день прожил на свете?» – спрашивает праведный Иов. Что день, то и новые грехи; что час, то и особенные грехи: если не делом согрешаем, то словом. Кто из человеков не разгневается на кого-либо? Кто не солжет? Кто не осудит ближнего? Кто не оскорбит делом или словом? И все это зависит от нашего произволения, и все это оскорбляет Бога, и все это угрожает геенной. Почему? – потому, что все эти грехи смертные. Осуждающий ближнего сам подлежит суду; гневающийся на брата есть человекоубийца – по словам апостола. Кто лжет, тот от диавола лжет, ибо диавол называется отцом лжи.

Вот почему мы должны все время жизни проводить в покаянии и слезах; авось Господь умилостивится над нами и простит наши прегрешения. Только кающийся не грешит; потому, что покаяние и слезы предохраняют человека от греха, напоминают ему о его виновности. Нет! с потерей рая потеряна и жизнь благополучная на земле. Мы в плену, мы под игом работы диавольской находимся: мир, плоть и диавол наши господа, наши начальники, которые заставляют нас трудиться, работать – не то, что Богу угодно, а чего плоть желает, что мир требует, что диавол возлагает на человека. Помните о небесном Иерусалиме, куда призывает вас Христос Господь, и не забывайте, что мы живем в плену – связанные по рукам и ногам; мы несем тяжкое бремя суеты, трудов, обычаев мира, похотей плоти, рабства греха. Бедный человек! – несчастный грешник! Только праведник, который живет в Боге и для Бога – свободен от сего тяжкого рабства.

Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle