150. О слышании слова Божия
Один человек сказал мне: «охота тебе говорить поучения: какую и кому ты пользу приносишь твоими поучениями? Разумные люди и богатые заочно только бранят тебя». На эти слова хочу отвечать я здесь во храме, перед лицом Бога и Его святых. Во-первых, спрашиваю: разве мы по охоте говорим поучения? Св. апостол Павел говорит: горе мне, если я не проповедую184; – а к апостолу Тимофею написал: «проповедуй слово, настой во время, и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием"185. Не ясно ли, что я обязан проповедывать слово Божие? Мое дело говорить, а ваше слушать; моя обязанность сеять, а плоды возрастит Бог. Благочестивая душа примет к сердцу всякое слово благое; а закоренелый грешник, у которого сердце каменное – может, и не послушает меня. Не послушает сегодня, так завтра, не завтра, так когда-нибудь: у Бога много средств поразить сердце человека, уязвить совесть, навести на путь спасения. Кроме слова и речи, у нас другого оружия воевать против горделивцев, против пьяниц, против сребролюбцев и против других грешников нет; а у Всемогущего Бога много, очень много стрел для поражения грешника. Пусть нетрезвый не перестанет пьянствовать; но для меня и того довольно, если он, укоряемый в совести, не с таким бесстыдством и не с такой смелостью будет входить в корчемницу, а станет обходить из-за угла, или дождется вечера; а в самой корчемнице – не станет бессовестно лихословить и злословить; да и домой возвратится не с прежней дерзостью и буянством; хоть от людей станет прятаться и не станет соблазнять других, – и сего для меня довольно. «Что ты доброго сделал против модных нарядов?» – спрашиваешь ты. Правда, что мода сильнее действует на некоторых жен, нежели слово Божие; однако же мы обязаны напоминать учение св. апостола Павла и об одежде христианок: он требует, – «чтоб жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»186. Так говорит апостол, и поверь, что благочестивая христианка не станет более превращать себя в идола и нарушать требований скромности и целомудрия. Наше дело напоминать, убеждать, умолять, просить о том, дабы жены уразумели свое положение, как христианки, как истинные рабы Христовы, а не рабы мира, страстей и диавола. «Но богачи, – говоришь ты, – бранят меня заочно». Да кого заочно не бранят? А что, если эти неразумные злословия падут на их же голову? Вот, если бы они меня хвалили, – за бездействие и неисполнение долга, – тогда я горько скорбел бы и страдал душой моей. Нет, если богач благоразумный человек, так он скажет: «проповедуя слово Божие – он свое дело делает; волен я слушать его или не слушать, исполнять говоренное или не исполнять». Да ведь, что бы ни говорили, а одно всегда надобно помнить, что я говорю слово Божие, от слов Божиих, по словам Божиим, как в Евангелии написано. Разве не в Евангелии говорится: «не скрывайте себе сокровищ на земли, но на небеси»? Или: «богатым запрещаю высокомудрствовать, и надеяться на богатство свое», – сказал апостол; или: «трудно богатому в Царствие Божие войти». Или: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» или: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение». Так-то пишется во святом Евангелии о любителях богатства: сие самое и мы проповедуем; а что они нас поносят за поучение – это нас ни мало не смущает: за доброе дело поносят, но мы их не поносим; а умоляем помнить о смерти, и о будущей жизни, и о суде, и о геенне, куда дорога лежит всем нераскаянным грешникам, пресыщенным, веселящимся в мире и роскошествующим – до забвения о меньших братьях Христовых – нищих и бедных. Имеяй уши слышати да слышат! Аминь.
* * *