Источник

141. О бессилии диавола

Удивляешь ты меня, когда говоришь: «бес силен – не могу устоять против искушений». Но Бог далеко сильнее его; ибо Бог Творец мира и всего видимого и невидимого, Творец ангелов и человеков и самого диавола, которого Он сотворил ангелом, а он не захотел и стал злым; но все же диавол тварь, а не Творец и не Бог. Так разве диавол может быть сильнее Творца? Да притом добро далеко сильнее зла, – зло есть своего рода болезнь, и болезнь хуже всякой болезни. Добродетель есть здоровье души человека, грех – та же болезнь душевная. Ты указываешь на хитрость и коварство диавола, на его силу в искушениях и соблазнах; но что значат все эти хитрости и коварства против всемощной благодати Божией? Диавол искушает тебя грешными мыслями; а молитва для чего тебе дана? Для того, чтобы ты во время прилива грешных мыслей возводил мысли к Богу и с Богом стал говорить через молитву. А крест для чего дан? Чтобы во время искушения ты перекрестил чело свое. Диавол возжигает в сердце пламень страстей и похотей; а пост для чего тебе дается? Для того, чтобы ты уменьшил прилив крови, обуздывал плоть. При этом – призови на помощь благодать Божию, возопий к Богу из глубины души: – и Он избавит тебя от страстей и похотей – от сего геенского пламени; читай молитву, перекрести твою грудь – и пламень уймется, утихнет. Креста так же боится диавол, как огня; ибо церковь воспевает – «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не могий взирати на силу его». Так и ты почаще пользуйся этим оружием. Диавол тебя соблазнил деньгами, вещами, через очи, слух: отврати очи твои и слух, чтоб тебе не видеть и не слышать этой суеты179. Язык тебя искушает, или лучше диавол тебя тянет за язык, чтоб ты ругался, бранился, произносил праздные слова или речи гнилые и неразумные; а зубы для чего даны? Чтобы они служили ограждением тебе для языка, который дан тебе для молитвы и прославления Бога, а не для пустословия.

Что диавольская сила ничтожна – так это особенно видно из жизни святых, – к святому человеку и приблизиться диавол не может, потому что святой, как воин Христов, всегда стоит на страже против искушений диавольских: пищей диавол искушает его – он строго постится; во сне искушает – он не спит по ночам. Молитва всегда на устах его, и это сохраняет его от осуждения ближнего и от празднословия. Очи и слух ограждает крестом. Верой, как щитом, он покрывается, одевается в броню праведности, опоясуется всегда истиной, так что всегда, как только что говорит или делает, всегда делает и говорит только все доброе, честное и справедливое. Диавол боится святого человека; он только к грешнику приступает, который любит грех, держится греха, привязан ко греху. Малейшее, что явится в мысли грешное, – святой человек тотчас раскаивается в этом; а ты живешь целые годы со грехом, дружбу ведешь с диаволом; но не боишься этого врага своего, этой заразы, как больные, – прокаженные, – свыкаешься со своей болезнью. Удивительно ли, что диавол делается сильнее тебя? Нет! ты старайся очистить себя и от малейшего греха – где бы он ни был в тебе: в мысли ли, в сердце ли, в теле ли или в душе, – тогда диавол убежит от тебя. Не устоит, не устоит диавол против благодати Божией, против молитвы, против креста Господня, против смирения и других добродетелей. Какой ты воин Христов, если не хочешь сражаться с диаволом, если не хочешь Богу служить, а работаешь и служишь греху и диаволу?

Господи! помози нам победить диавола. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle