135. О том, что сотворить большой мир легче было для Бога, нежели спасти малого человека
Что труднее было для Бога: сотворить ли мир или спасти человека? Хотя мир далеко больше человека, однако сотворить мир легче было для Бога, нежели спасать человека: хотя иная звезда, которую мы ночью видим на небе, в несколько миллионов раз больше нашей земли, и при том так много этих звезд, как песку на берегах всех морей, на всей земле; а между тем, говорю – спасти человека – это малое творение – труднее было для Бога, нежели сотворить этот огромный и неизмеримый мир. Труднее – не то, что невозможно: для Бога все возможно есть, Он только зла не может сделать, а при спасении человека много нужно было употребить Ему трудов, забот, попечений; ибо нужно было очистить родительский, Адамов, грех, дать способы удерживаться от грехов вольных и невольных, снять проклятие, уничтожить смерть, воскресить человека – и вот: в крещении человек вновь рождается, в миропомазании получает силу расти; для очищения человека от грехов вольных даровано покаяние и много других благодатных средств; а чтоб просветить и научить человека, – для этого нужно было прийти на землю Самому Сыну Божию и принести с неба истинную мудрость – св. Евангелие; Самому Сыну Божию надлежало пострадать за грехи человека, так, чтоб страдания эти равнялись ценой и даже превышали вину всех грешников и всех их грехов против Бога. И вот Сын Божий – невинный, безгрешный – пострадал за наши грехи; а чтобы страдания эти нам вменить, нам передать, – необходимо было нам вкушать пречистое Его тело и Его кровь – так, что когда мы воскреснем и явимся на суд Божий, то уже как бы не в нашем грешном теле, но в теле Самого Сына Божия; как будто бы мы сами пострадали за себя; для сего мы по воскресении язвы Господа на теле своем будем иметь, будем убелены кровию сего пребожественного Агнца и воссияем, как солнце, в царстве славы. Хотя же мы имеем злейшего врага – диавола и смерть, но смерть теперь не страшна для нас: Сам Христос был в ее руках три дня и три ночи; но Он Своей смертью смерть попрал и силой Божества ее утробу разорвал, и от страха смерти нас избавил: в ее руках, когда мы умираем, остается только старая, ветхая, греховная одежда ветхого, греховного человека; а мы будем новыми человеками; явимся на новое небо, в новой Христовой одежде, в Его бессмертном теле. А диавол что? – Ему дана только самая бессильная власть и сила соблазнять нас; а все прочее у него отнято: ад – царство его разрушено. К этому нам даны против него величайшие оружия: молитва, крест, слово Божие, благодать, воля – противиться ему, побороть его. Ему дана некоторая власть – склонять нас на грех; но святые знали все хитрости диавольские и побеждали их: если пищей и питием бесы их соблазняли, то они строго воздерживались от пищи и пития; если во сне искушали, то они долго не спали. Нет! диавол слабосилен против святых; над грешниками только он силен, потому что они сами, по своим страстям, угодное диаволу делают.
Господи! помоги нам избежать всех искушений диавола, и какими знаешь средствами спаси нас. Аминь.