Источник

13. В день Богоявления

Если бы какой-либо иностранец увидел, сколько у нас стекается народа при освящении воды в море, то подумал бы: «Вот, сколько христиан верующих в одном городе! Вот, сколь велика вера в этих христианах»! Но если б я угадал его мысль, то сказал бы ему; «ты ошибаешься, друг мой, – это тебе только по наружности так кажется, – присмотрись-ка получше, – кто это собравшиеся на торжественное освящение воды? Освящение воды – обряд в церкви православной весьма важный, особенно в день Богоявления. В этот день является через освящение воды неиссякаемое море благодати Божией; но поверь, что из пришедших на это священнодействие весьма немногие пользуются этой святыней, – только те, которые стояли вблизи моря, те которые почерпали и пили святую воду. Если отделить от этого собрания тех, которые пришли туда для одного зрелища, из любопытства; если отделить тех, которые вовсе в этот день не были; если отделить иностранцев, евреев и тех, которые пришли показать свои наряды, или чтоб увидеться только со знакомыми, то истинно-православных христиан на этом собрании окажется весьма мало. Посмотри, – сколько там было таких, которые вовсе не обращали внимания на совершение священнодействия и на освящение воды; сколько было празднословящих, шумящих, смеющихся, разговаривающих и заглушающих своими речами даже песнопения духовные!

Нет! если ты истинный христианин, то ты с благоговением должен смотреть на этот святой обряд и со страхом Божиим предстоять и молиться, размышляя о безмерных щедротах Божиих, об избытке благодати Божией спасительной всем человекам17 на всякую потребу; ты должен воображать присутствие Самого Иисуса Христа на Иордане, Святого Духа в воздухе над ним носящегося, и Бога-Отца – возгремевшего во услышание всех: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, к Которому Я питаю все Мое благоволение». Ты должен считать себя счастливейшим, что перед тобой повторяется Иорданское событие, что твоя вера вознаграждается обилием благодати Божией, что ты сердцем и мыслью присутствуешь при крещении Того, Который омыл Своим крещением грехи всего мира. Ты должен при этом вспомнить и те великие обеты, которые давал ты при крещении, ибо ты сам во Христа крестился с тем, чтобы во Христа облещися, чтобы быть тебе одетому во Христовы добродетели, или в нового человека, созданного по образу и по подобию Божию; ты должен помнить, что Господь сказал, что много званых ко спасению, а мало избранных18; – что из тех, которых ты видишь на берегу моря – едва ли спасается и десятая часть, ибо, спрашиваю тебя, многие ли из тех, которые стояли при Иордане во время Богоявления Пресвятой Троицы, – многие ли уверовали во Христа, несмотря на то, что св. Предтеча и креститель Господень Иоанн рукой на Христа указал и сказал: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира19? – Весьма немногие. Вот о чем надлежит размышлять христианину, когда он бывает при торжественном и всенародном освящении воды! Блажен христианин, который может воспользоваться в эти минуты спасительной благодатью.

Благословен грядый во имя Господне! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle