Источник

122. Во 2-ю неделю по св. Пятидесятнице

Из нынешнего Евангелия слышали мы, что Господь избрал во апостолов четырех рыбарей – Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, брата его. Он только сказал им: «идите за Мной, Я вас сделаю ловцами человеков», и они все бросили и пошли за Ним. Учение Иисуса Христа скоро их умудрило, а чудеса Его утвердили их в вере. Дивный их Учитель, – ибо в этом Учителе Иисусе Христе была сокрыта небесная мудрость: в Нем была жизнь, а жизнь была свет мудрости для апостолов. Мудрость Его с неба принесена; ибо все, что Сын Божий слышал от Отца Небесного162, все то Он передал апостолам. Недостающее восполнил Дух Святой, Который вдохнул в них дух премудрости, дух разума, дух ведения и благочестия; дал им дар языков, дар пророчества и другие небесные дары. Отчего же мы, имея в руках святое Евангелие и получая дары Духа Святого через таинства, не приносим таких богатых плодов благочестия и добродетели? В Евангелии сказано, что Господь отверз апостолам сердце разумети писание163. Не ясно ли, что если Господь не откроет сердце человека для того, чтобы он разумел Евангельское учение; то он останется навсегда неразумным. Господь часто стучит в двери сердца, чтобы мы Его Самого и Его учение приняли; но как часто человек для всего прочего, часто греховного, отверзает двери сердца своего, а для Бога нет, для учения Евангельского нет. Особенно, если сердце человека испорчено, развращено. Оно в таком положении делается неспособным к принятию высокой мудрости: «в злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху», – говорит Соломон164. Вот причина, почему мы немудры, неблагоразумны! Как часто слышим: «я человек неученый, я не учился в школе». Самая лучшая школа – церковь святая, и та домашняя церковь, в которой ты живешь. Ежедневно можешь быть в церкви и слышать учение Небесного Учителя. А грамотен – читай сам Евангелие. Неисчерпаемое море истин во св. Евангелии: чем чаще его читаешь, тем больше находишь истин, тем более открывается перед тобой свет премудрости Божией. Оно одно может тебя умудрить и до рая довести. К прискорбию, иной не знает не только Евангелия, но и себя не знает, и того, кто около него живет. Великая наука знать самого себя; но для этого чаще надобно думать о себе, то есть углубляться в самого себя, видеть: какие помышления входят в сердце твое или выходят из твоей головы? Какие чувствования движут тебя? Какие страсти рождаются и отчего? Но для этого необходимо, говорю, углубляться мыслями в самого себя, а не рассеиваться по распутьям мира. Изучая самого себя, ты будешь разуметь и людей; а изучая людей, поймешь и себя и узнаешь, что все люди имеют такие же слабости, как и ты сам; каждый из них болен тем или другим членом тела, слаб той или другой силой души, немощен той или другой страстью, склонен к тем или другим порокам и беззакониям, – и только одно святое Евангелие ведет к святой и вечной жизни. Читай, слушай, размышляй и умудряйся во спасение. Бог нам дал святое Евангелие, дал дары Духа Святого, – и никому ни в чем не отказывает; только ты не живи одним своим разумом, а проси от Бога мудрости, держись добродетели, имей терпение и смирение – и скоро воссияет в тебе солнце истины и правды. Не все апостолы были рыбаки; а христиане должны быть все точными исполнителями учения святой Соборной и Апостольской церкви. Да вразумит всех нас Господь Бог. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle