Источник

112. В ту же неделю

Во гресех ты родился весь, и ты ли нас учиши? – И изгнаша его вон. (Ин. 9:34).

Вот какой чести от иудеев удостоился слепорожденный за то, что сказал святую истину, истину ту, что Тот, кто открыл ему очи, даровал зрение, Тот должен быть святой муж, потому что Бог слушает и исполняет волю только святых Своих: всех нас как грешников Бог не послушает; но аще кто Богочтец есть, и волю Его творит, того послушает. Но у ослепленных злобой и страстями иудеев душевные очи – очи веры – были закрыты, и они не увидели истины, сказанной слепорожденным; а назвав его самого грешником, прогнали от себя: во гресех родился ты весь, и ты ли нас учиши? В самом деле: не каждый ли человек рождается во грехе? Один был Тот, Кто родился на свет безгрешным: это Господь наш Иисус Христос, Который отверз очи слепорожденному и сотворил многие чудеса; а мы все во грехе рождаемся. Все святые, которые только жили на земле – все рождались во грехах, – и в начале жизни были грешники, подобострастные нам. Но, познав истину, они святой жизнью и добрыми делами, достигли высокой святости, будучи просвещены и освящены благодатью Духа Святого. Неужели и пастырей церкви не должно слушать, потому только, что они во грехах раждаются? Если св. апостол Павел повелевает наставлять друг друга, друг друга вразумлять, то тем более надобно слушать наставление тех, которые поставлены Богом поучать народ Божий глаголам живота вечнаго. Иудеи знали хорошо свой закон; но поскольку они были ослеплены злобой и завистью против Иисуса Христа, то и не верили чудесам Его, и не принимали Его Божественного учения. И вот Господь открыл очи слепорожденному, который словами мудрыми и тем, что Господь над ним самим совершил величайшее чудо, показал Свое Божественное всемогущество, вразумляет их; но они его слов не принимают и его самого презирают: во гресех ты родился весь, и ты ли нас учиши? А о том и не подумали, что Бог может безумного мира сего избрать, дабы посрамить мудрых; что Бога может лучше познать не тот, кто много учен и начитан разными книгами, а между тем ослеплен страстями; но тот, который чист сердцем и прямой душой: блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят142. Неужели потому только, что мы, пастыри, родились во грехах – потому самому нас не хотят слушать люди мудрые и ученые? Да ведь мы не свое учение проповедываем, но учение Евангельское: Аз дам вам уста и премудрость143, – сказал Господь Божественным Своим апостолам, а в лице их всем пастырям и учителям церкви Божией. Быть наставниками всем человекам опасно; ибо тогда всякий может толковать писание по своему произволу. Но вовсе оставаться без наставников еще опаснее: тогда слово Божие предастся забвению – по причине суетных житейских наших дел. Да, если б ты видел меня даже в блате греха, и в то время ты должен слушать слово Божие, а не подражать моей греховной жизни. Кому не известно, что Господь повелел даже фарисейское учение слушать, но жизни фарисеев не подражать? Молись, и Дух Святый наставит тебя на всякую истину; но при этом ты должен иметь наставника и руководителя на пути к вечному спасению, который знает Божие писание, который более тебя опытен в духовной жизни. Ты Сам, Господи, открой нам душевные наши очи и вразуми нас творити святую волю Твою. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle