Источник

110. В неделю о Самарянине

Ты бы просила у Него (Иисуса Христа) и Он дал бы ти воду живу. (Ин. 4:10).

Есть у человеков питие сладкое, есть и горькое, соленое и кислое; есть питие слабое и крепкое; есть вода живая, колодезная и ключевая, и стоячая и текущая, или речная и морская; но все эти пития вещественны: и люди их пьют или для утоления жажды, или по вкусу, или по привычке, или по нужде; и от частого употребления человеки привыкают к тому или другому питию до того, что иные безвредно принимают даже яд. Но мы намерены не о вещественных питиях говорить, а о питие духовном, о котором Сам Господь, при кладезе Яковлевом сидя, напомнил жене Самарянке: «Ты бы просила у Меня (Иисуса Христа), и Я дал бы тебе воду живую, вместо воды, которой ты пришла почерпнуть и которой Я прошу у тебя напиться для утоления жажды телесной»; но Самарянка не поняла слов Господа, Который говорил ей о слове Божием. Да, как иной привыкает к смертоносному напитку, так другой привыкает к животворной воде слова Божия. Привыкают люди ко всякому напитку от частого употребления; так и к чтению слова Божия привыкает человек от частого чтения и слушания онаго. Никакое слово человеческое не имеет таких драгоценных свойств, какие имеет слово Божие. Оно исполнено благодати; оно приправлено, как бы, солью; оно проникает во глубину души, как меч обоюдоострый; – оно доставляет великое утешение читающему. Слово Божие дает душе читающей дух, жизнь: и когда она бывает мертва от грехов, то чтение слова Божия оживляет и умножает веру, любовь, надежду, обогащает сердце всеми Евангельскими добродетелями; просвещает разум светом Боговедения, освящает душу, указывает самый верный путь к бессмертию и вечному блаженству. Как соль предотвращает порчу в вещах съедомых, так слово Божие ограждает и ум и сердце от повреждений греховных. Оно не допускает до пьянства, разврата, гордости и до других смертных грехов. Никакое слово не проникает так глубоко в душу человеческую, как слово Божие. Особенно, если к нему сколько-нибудь предрасположено сердце человеческое. Сначала оно кажется приторным, пока вкусишь его сладость; но когда возлюбишь чтение его, то оно будет казаться для тебя слаще меда и сота141. Оно прогоняет все мраки душевные и приносит в душу особенный свет, которого никакая тьма учений человеческих не обнимает. В слове-то Божием находит человек то сокровище, которое он всю жизнь во всем ищет и не находит. Чтение-то слова Божия отбивает всякую другую жажду к разным книгам, к разным другим писаниям. В слове-то Божием есть особенная приятность и сладость, какой не имеет ни одно мудрование человеческое под солнцем. Удивительное дело! что слово Божие обогащает душу такими сокровищами духовными, которые не могут быть куплены никакой ценой. Ты, христианин, просил бы, у Христа, и Он дал бы тебе эту живую и животворную воду. Проси, и Он дает, ибо Он щедродателен и никому в том не отказывает, – даже Сам предлагает, как предложил Самарянке. Всякое писание богодухновенное полезно для нас; но слово Божие полезнее всего для души человеческой. Не захотел бы ты никакой пищи, если бы возлюбил слово Божие. Только оно требует прилежного чтения и чистоты сердца, потому что в злохудожную душу не входит премудрость Божия, и проч., сказал премудрый Соломон. В зловонном сосуде не может вполне издавать запах благовонное масло.

Господи! дай нам сию воду живую – да не почерпаем мы воду мутную из кладезей клятвенных, из плотских человеческих мудрований, пахнущих зловонием плоти, мира и диавола. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle