Источник

92. О блаженстве души праведной

Нет блаженнее, нет счастливее на земли души праведной и благочестивой! Человек свободный от греха никого не боится: ни Бога, ни диавола, ни людей, ни смерти, ни ада. Бога не боится, потому что он Его ничем не оскорбляет; он живет в мире и любви с Богом; диавола не боится, ибо диавол, видя его огражденного молитвой, крестом и благодатью, не может к нему приступить; людей не боится, потому что люди не могут сделать ему никакого зла; смерти не боится, ибо крепко верует в свое нетление, воскресение и бессмертие; ада не боится, ибо знает, верует и надеется, что ад Христом разрушен и что не прикоснется к нему вечная мука97. У него всегда мирна и покойна совесть, потому что она у него чиста и не запятнана грехами. Его очи не соблазняются красотами мира сего, его слух не прельщается гнилыми словами, вкус сластолюбием: все чувства у него мертвы для удовольствий мира сего; у него только одно сердечное чувство открыто для предвкушения блаженства вечного. О, как счастлив и блажен такой человек! Посмотрите на праведника: сколь мирна и покойна его жизнь! Кто может уразуметь душевный рай сего человека? Его мысли светлы и чисты, как небеса в ясный день; его взоры ясны, как солнце; его чувствования тихи и приятны, слова его кротки, мягки. Все ему служит, всем он повелевает, все ему покоряется; но он старается только господствовать над своими страстями, которые давно умертвил.

Он ведет беседу только с Богом, или Ангелами, или с такими же добродетельными людьми, как сам. Давайте ему груды золота, он не променяет их на блаженство души своей. Красота земная мертва для него; с богатством он не сближается; бедность признает для себя отрадой; болезни – великой милостью Божией. Ему прислуживают Ангелы; готовы к услугам лесные звери; деревья приносят плоды по желанию; сухие ветви оплодотворяются, бесплодная земля покрывается хлебными растениями: но в них мало нуждается или почти не имеет надобности – если питается хлебом Ангельским, манной небесной. О! Если бы нам хотя однажды в жизни увидеть такую душу праведную и святую; такую Богоподобную, Ангельскую. Но мир не похвалится таким сокровищем: только в пустынях, в вертепах и в пропастях земных или где-нибудь на высокой горе цветет этот недоступный крин, эта райская роза, это древо жизни. В пустыне, говорю, только можно встретить такую душу праведную и святую. Преподобный Серапион, после долгого странствования, приходит к некоей пещере, в которой подвизался преподобный Марко Фраческий и слышит слова: «блаженна душа твоя, Марко, что ты, сохраняемый Господом, не осквернился нечистотами мира сего: ум твой не пленился скверными помыслами; блаженно тело твое, не увязшее в греховных похотях и страстях; блаженны очи твои, которых диавол не мог прельстить воззрением на чужую красоту; блаженны уши твои, что не услышали в суетном мире гласа и вопля женского; блаженны ноздри твои, что не обоняли неприятного смрада греховного; блаженны руки твои, что не прикасались ни к чему греховному; блаженны ноги твои, не вступившие на путь, ведущий к смерти, и стопы твои, не подвигшиеся на грех. Душа твоя и плоть твоя исполнились духовной радости и освятились сладостью святых Ангелов!» Так говорит преподобный Марко, ублажая себя! «Как же достиг он до такой степени совершенства и блаженства на земле?» – спросите. Пусть сам преподобный Марко отвечает на этот вопрос: «девяносто лет живу я в этой пещере, и не видел не только человека; но ни зверя, ни птицу; ни хлеба человеческого не ел, ни в одежду не одевался. Тридцать лет переносил я великую нужду; был в скорби от глада, жажды и наготы, а особенно от диавольских нападений. В те годы, побуждаемый голодом, я ел землю; томимый жаждой, я пил воду морскую. Тысячу раз клялись бесы между собой, что потопят меня в море. Взявши за ноги, влекли меня с побоями до подошвы горы, пока вся кожа не содралась с меня: что случалось всякий раз, когда я выходил на гору. Они били меня и влачили говоря: «от начала мира никто не дерзал приходить сюда, а ты как смел прийти сюда?» После тридцатилетней подвижнической жизни: в алчбе, жажде, в наготе и борьбе с бесами, излилась на меня благодать Божия, изменилось естество плоти моей, выросли власы на теле моем: пища неоскудно приносилась мне, и Ангелы Божии приходили ко мне. Затем я увидел место Царствия Небесного и обители святых душ; обещанное блаженство, уготованное творящим добро; видел я и рай Божий: в нем древо познания добра и зла, плоды которого вкусили праотцы наши; видел в раю Еноха и Илию, и много еще я видел, что мне Бог показал и о чем я его просил». Вот, братия, живая и ясная картина праведника, достигшего на земле высочайшей святости и блаженства; вот какими путями и какой жизнью достигается оно! Теперь сами можете судить: возможно ли достигнуть такой степени совершенства нам, живущим среди мира сего лукавого и прелюбодейного?

Боже, Боже! Призови и нас к вечному Твоему спасению путем праведников твоих. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle