Источник

89. О слезах, необходимых при покаянии

Есть такие благочестивые христиане, которые желают чтобы проповедник слова Божия всегда говорил чувствительные поучения, чтобы при каждом поучении и сам расчувствовался, и слушателя довел бы до слез. Да, христиане, блажен тот пастырь, который столь имеет чувствительное сердце, что при всяком сказывании поучения может и сам проливать слезы и других заставить проливать их. Но слезы бывают искусственные, естественные и благодатные. Те слезы, которые орошают очи при искусном проповедании слова Божия кратковременны, как Божия роса. Заплачет человек и скоро забудет, о чем и из-за чего он плакал. Такие слезы не приносят плодов добродетели. Есть слезы натуральные, которые встречаются у людей от природы чувствительных и плаксивых, для которых слезы столько же натуральны, как для иного натурален смех. Эти слезы тоже бесполезны, как и вынужденно проливаемые. Но есть слезы благодатные, называемые плач по Боге: это плод веры и дарования Божия, это особенный, благодатный дар Божий, такой дар, что христианин, как только услышит слово Божие или вступит в храм Божий, тотчас начинает плакать, сознавая свою греховность и слабость. Скажите: кто из вас стяжал такой дар Божий? Мы все знаем, что такие слезы отрадны для сердца и приятны для Бога; но мы не стараемся их стяжевать. Поэтому-то иные и желают, чтобы проповедник производил искусственные слезы, заставлял плакать даже тогда, когда нет никакого расположения к сердечному сокрушению. Много есть причин и побуждений, заставляющих нас плакать; есть у нас враги не наружные, но внутренние, это наши грехи, которые злее всех видимых врагов; они-то и должны заставить нас плакать столько, чтоб и Бог услышал наши вопли и стенания, и все святые. Кстати, наступает пост, удобное время для молитвы, покаяния и слез. Не раз это время и для нас наставало; много мы плакали в течение минувшей жизни, но сделались ли святее и добрее? Перестали ли простирать руки на грех? Удерживаемся ли мы от пьянства? Не посягаем ли на чужую собственность? Чаще ли стали ходить в церковь? Больше ли подаем милостыни? Менее ли осуждаем ближнего, менее ли лихословим? Увы! Мы с каждым годом становимся грешнее и грешнее. Это мы хорошо знаем, и каемся, но не перестаем грешить, не отстаем от греха. Нам всем непрестанно надобно плакать потому именно, что все мы величайшие грешники. Если бы Господь открыл в настоящую минуту суд Свой страшный и сказал: умирайте все в сию же минуту и являйтесь на суд; то едва ли и одна душа из нас оказалась бы праведной. Умирать нечаянно страшно, а грешить не страшно? «О! Род лукавый и прелюбодейный! доколе буду между вами, доколе терплю вас»96, – сказал бы тогда Христос Господь. О! Долготерпелив Ты, Господи, долготерпелив к нам грешным и недостойным христианам. Мы только одно имя христиан носим, а добродетелей христианских вовсе у нас нет. Мы любим деньги и роскошь, а Бога и Его братий – нищих мы не любим. Пьянство, роскошь, театры, гостиницы, наряды, гордость, хвастовство, осуждение, братоненавидение, – вот ясные черты нашей настоящей греховной жизни. Нам остается ожидать только судов Божиих: холеры, всеобщей смертности, глада, болезней. О! Если бы Господь исправил пути наши беззаконные! Когда мы покаемся? Когда мы исправим свою беззаконную жизнь? Тучнеем, полнеем, да богатеем грехами всякого рода. Да, пока мы находились в горе, пока были у нас враги, подвергались гонениям, пока висела смерть над нашей головой, – мы плакали и проливали слезы; когда же восстали на нас душевные наши враги, виновники нашей погибели, которые отворили перед нами врата адовы, тогда мы перестали плакать, иссякли наши слезы. Станем же, братие, плакать потому, что не можем плакать, по причине окаменения сердец наших.

Господи! Наказывай нас чем хочешь и как знаешь, чтобы только мы стали опять плакать и каялись во грехах наших, и исправили свою жизнь. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle