Источник

29. В день Трех Святителей

Ныне творим память трех величайших между святыми святителей: трех друзей Божиих и друзей между собой; бывших друзьями на земле и оставшихся вечными друзьями на небе. Многих друзей встречаем мы на земле, много примеров дружбы; но поскольку такая дружба основывается на корыстолюбии, красоте, гордости и страстях; то эта дружба не прочна и продолжительна, редко даже простирается до гроба, а там умер человек, и все его забыли: в рай ли попал он, в ад ли; какое им до этого дело, как будто бы другой, вечной жизни нет за гробом. Но посмотрите на дружбу святых: вот идут в городе Афинах по улице два прекрасных юноши и торопливо спешат в академию, куда стекались все ученые и учащиеся молодые люди. Спросите: чего искали среди этого многолюдного города Василий и Григорий? Не сокровищ искали, не славы, не знакомств с знатными и богатыми, нет! Они искали только любомудрия и добродетели.

Прибыв из отдаленных стран, эти два юноши молодые, красивые, знали только две дороги в Афинах: путь ведущий ко храму Божию и путь, ведущий в храм мудрости или в академию: и не было юношей умнейших, острейших, красивейших, добрейших, как они. Все молодые люди завидовали им, удивлялись им, искали их дружбы и превозносили их похвалами; но смирение было их правилом жизни, всякие познания их украшением, всякие добродетели их сокровищами; но, не насытив земной мудростью свои жаждущие познания души, они устремились на восток, стали искать мудрости небесной на святых местах Иерусалима, в пустынях и вертепах, где прославились великие подвижники и чудотворцы, сиявшие великими христианскими добродетелями; здесь-то они нашли те образцы пренебесной мудрости и добродетели, которым во всю жизнь подражали; а тогда, когда Господь поставил их на высоких престолах Патриархов и Архиепископов Константинополя, Антиохии, Каппадокии, реки мудрости небесной проливались из уст их на гордый и прелюбодейный мир.

Цари и вельможи, военачальники и сильные мира трепещут перед славой, красноречием и крайним убожеством Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Является царедворец Модест, и именем царя повелевает Василию Великому подписать еретическую бумагу, но Василий отказывается. «Я отниму у тебя имущество», – говорит Модест. «У меня ничего нет, кроме этих книжек и убогой сей одежды, которая не нужна для царя». – «Я тебя сошлю на поселение». – «Везде Бог, и вся земля мое отечество». «Я тебя лишу жизни». – «Я давно желаю умереть и соединиться со Христом». И Василий остается победителем царя и гордого его вельможи. Сильный военачальник Ганна угрожает царю и царству Константинопольскому, и хочет разрушить оное, если царь не дозволит в Константинополе построить Арианский храм. Выступает против него Иоанн Златоуст без меча и без всякого оружия; одно слово в устах Иоанна: «Ганна! Вспомни, кто ты был, когда вступил воином служить царю: ты был простой воин, а теперь военачальник, был нищий, а теперь богач, был никем незамеченный, а теперь славен на всю Грецию; не требуй же того, что до тебя не касается» – усмиряет гордого военачальника. Посрамленный словом святителя Иоанна, военачальник Ганна отменил свое требование.

Говорю: цари и народы трепетали слов сих святых вселенной – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сотни тысяч христиан стекались слушать красноречие сих величайших святителей; реки слов и речей разливались на вселенную из уст их красноречивых; величайшие подвижники и пустынники приходили их слушать; всякая человеческая гордыня падала во прах перед благодатными словами святителей. «Великий ты Василий! Я вижу огнь, исходящий из уст твоих, когда ты поучаешь народ Божий», – говорил св. Ефрем Сириянин, пришедший из отдаленных стран Сирии увидеть и услышать Василия. «Глубок кладезь твоей мудрости; кратки верви ума нашего понимать тебя, – сказала некая жена об Иоанне, – златыя уста твои». Поучения его вразумляли всех премудрых мира; слово побеждало всех непобедимых, молитва убивала всех еретиков и богоотступников. Великий Василий только заплакал перед образом мученика Меркурия и погиб богоотступник Иулиан. И сии три святителя, любимцы Божии и любимцы всех благочестивых христиан, оставившие на земле громкую славу о своей святой жизни и памятник неисчерпаемой мудрости, вечно теперь наслаждаются любовью Божией и славой небесной; друзья они там, вечные друзья.

Святии трие святителие, молите Бога о нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle