Источник

147. О бездождии

Аз удержах дождь от вас прежде трех месяцев жатвы, и надождю на один град, а на другой (един) не надождю; часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет

Ам.4:7

Видите, христиане, кто удерживает дождь, что доселе не орошает он полей наших; знаете, кто на один город или деревню проливает дождь, а на другие нет; одни места орошает, а другие нет. «Аз, – говорит Бог через пророка, – аз удержах дождь от вас» и проч. Какая же причина тому, что Господь удерживает дождь, и чем умолить Господа, чтобы Он не удерживал дождя? А правда, что нивы наши в настоящее время находятся в самом жалком виде. Кажется, что небо стало над главами нашими железно и земля медяна, – жара такая, что земля готова воспламениться огнем; хлеба на нивах сохнут, травы горят, листья на деревьях повяли. Прискорбно смотреть на труды бедного земледельца. Чего стоило, каких трудов требовалось только вспахать эти нивы? Бедные земледельцы! Многие заняли денег у соседа, иные заложили одежду свою, скотину, в залог ожидаемого будущего хлеба на нивах; а дождя все же нет; надежда на милость Божию нас с каждым днем оставляет. «Опустеша поля: плачися земле, яко пострада пшеница, и изше вино, умалися елей. Посрамишася земледелатели: плачитеся села по пшенице и по ячмене, яко погибе обымание от нивы» (Иоиль.1:10–11). «Останок гусениц поядоша прузи, и останок пругов поядоша мшицы, и останок мшиц поядоша сиплеве». (Иоиль.1:4). К этому описанию прибавим еще, что все это, что осталось после поядения гусеницы, саранчи, жучков, червя – все то истребили овражки. Что же причиной такого истребления трудов наших? Очевидно, грехи наши, и особенно один тяжкий грех, на который сей же пророк Иоиль указывает: «утрезвитесь пьянии от вина своего, – говорит он, – и плачитеся: рыдайте вси пиющие вино до пьянства, яко отъяся от уст ваших веселие и радость» (Иоиль.1:5). Да и пророк, и я так думаю, что Господь сильно гневается на нас за грехи и особенно за пьянство. Пьянством заражены и богатые, и знатные, – не стыдятся напиваться и бедные, и нищие; разница только в том, что богатые упиваются в домах своих, а бедные в питейных заведениях. От пьянства происходит много зол: наши нравы портятся, в семействах всякие раздоры и непотребства; пьяный решается на всякий грех, обман, ложь, хищение и разврат. И в то самое время, когда одни молят милосердного Бога о даровании нам благотворного дождя, в такие дни, когда всем нам надлежало бы предаваться строгому посту, покаянию и воздержанию, многие, во время всенародных молитв, предаются пьянству, день и ночь обращают в день веселия и радости. Великий Боже! Так ли надлежало нам молиться Тебе? Так ли просить о даровании нам благотворного дождя? Впрочем, едва ли и десятая часть народа участвует в молитве; кажется, одно духовенство разумеет те молитвы, которые читают; ибо прочие под тенью своих покрывал только прохлаждаются; а все прочие остаются при обычных своих делах; занимаются торговлей или даже продолжают веселиться, тогда как надлежало бы затворить все лавки, закрыть все питейные дома, наложить пост на взрослых, на детей и даже на скотов, как сделали некогда покаявшиеся ниневитяне. Мы все нуждаемся в святом хлебе, все им питаемся, живем; а между тем, говорю, молятся одни священнослужители. Какая неблагодарность! Какая бесчувственность! Я не говорю о богатых, у которых магазины полны хлеба и которые, быть может, радуются общественному бедствию; я говорю о бедных, и особенно о бедных земледельцах, которых трудами весь мир питается; он работает, а его труды идут в пользу богачей – тех, которые не сеяли и не жали, а только собирают в житницы. Зайдите в хижины земледельцев – вы увидите рубища на их детях, увидите жизнь бедственную, увидите детей их в грязи, в пыли и в нечистоте; они едят яшный или ржаной хлеб, а нам продают пшеницу; этот народ остается как бы во тьме, – без учения, без просвещения, без знания закона Божия. Во тьме, говорю, в сени смертной сидят наши трудолюбцы, наши кормилицы, тогда как мы в пиршестве и веселии проводим дни жизни нашей; за наши грехи они несут тяжкое иго бедности и нищеты, а тут еще неурожай, звери полевые пожирают труды их. Или вы думаете, что Бог всего этого не видит и не знает? Крайнее ослепление наше! Нам надлежало бы молиться за своих трудолюбцев, просвещать их науками, облегчать их труды своей помощью, помогать им в тяжких трудах их; а мы еще обременяем их своими грехами, своей скупостью; обманами в покупке хлеба, обманом в продаже им товаров... Боже! Не ради нас, но ради этих убогих и горьких трудолюбцев пошли дождь ранний и поздний на иссохшие поля их. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle