Источник

146. О наставниках

Братия! Многие из нас говорят: «если бы я имел учителей хороших и наставников, то я никогда в жизни не наделал бы столько глупостей, не нагрешил бы столько». Я думаю, что это ни мало не послужит к оправданию нашему на суде Божием, потому что Бог так устроил нашу жизнь, что мы в течение оной не остаемся на всем пути жизни без наставников и руководителей. Кто лучший наш руководитель и наставник, как не наша родная мать, которая с самых первых годов жизни нашей учила нас Богу молиться, учила нас полагать на челе крест, покланяться святым иконам, водила нас в церковь и всегда старалась нам внушить страх Божий? Кто после матери указывал нам на примеры добрых нравов, как не отец наш, который делал замечания на наши ошибки, за шалости наказывал, и мы его боялись более, нежели мать свою? Если мы в юности лишились родителей, то не посылал ли нам Господь родных или благодетелей, которые добру нас научили? Не дались ли нам люди добрые и благочестивые, которые давали нам добрые советы и наставления в жизни? Не случалось ли нам служить у кого-либо или быть в собрании, где мы встречали людей, которые ведут себя честно и благородно, и говорят всегда такие добрые речи, которые мы могли заметить и удержать в памяти? Да и кто из нас не встречает в жизни между людьми повсюду таких лиц, которые бывали в свете и многому добру понаучились? Нам остается только искать таких набожных, благочестивых и благолюбивых людей. Словом, недостатка в выборе добрых людей не бывает – таких, которые могут научить нас многому хорошему. Не в церкви только можно слышать наставления. Есть в мире между людьми лица, которые могут нас научить всякому добру; но, к прискорбию, мы уклоняемся от хороших примеров и прилепляемся к таким людям, которые не только никакому добру нас не могут научить, но соблазняют нас, говорят нам смехотворные речи, рассказывают забавные вещи и развращают нас; потому, что грех более прилипчив к человеку, нежели добродетель. Чтоб приучить человека к добру, для этого долго надобно принуждать его, уговаривать, просить, умолять, убеждать, доказывать, – а ко греху приучить очень легко: стоит перед нами раз только согрешить, раз только сказать грешное слово, и мы во всю свою жизнь не забудем этого. Как я хвалю тех юношей, которые ведут беседу со стариками! Как приятно смотреть на того человека, который старается прочитать разумную книгу, или послушать разумного человека, или сам читает хорошее назидание другим! Как приятно видеть человека, который с большим вниманием прислушивается в церкви, что читают или поют; да и сам участвует в церковном пении и чтении, – старается знать писания пророков и Апостолов, умеет рассказывать жизнь святых! Повторяю, что никто из нас не будет иметь оправдания на суде Божием в том, что он в жизни не мог найти себе учителей и наставников. Не отвергаю, что человек может впасть в грех и в монастыре, и в пустыни, и в самом раю, – диавол везде может найти его – искусить и соблазнить; но, говорю, что мы везде можем встречать людей, которые могут нас научить добродетели. Если человек не получил привычки ко греху, то он всегда может исправиться; тот убегает и затыкает уши от добрых советов, который в блате грехов давно валяется, который потерял совесть и страх Божий, который не боится ни смерти, ни геенны. Такому не помогут никакие добрые советы, разве продолжительная болезнь, разные несчастья, потери в жизни; сам Бог разве только может спасти его от вечной погибели какими-нибудь судьбами. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle