Источник

117. О греховности пирующих

Я всегда удивляюсь речам того человека, который говорит: «я вчера был среди веселой компании, но сам не был пьян, потому что немного выпил, а был только весел». Спрашиваю тебя: правду ли ты говоришь? Ты, быть может, действительно не был пьян, немного выпил; но уверяю тебя, что ты много нагрешил; ибо если это пиршество было в твоем доме, то ты много нагрешил тем, что приятеля своего напоил, много пустых слов наговорил, много ближних осудил, много кровь свою разгорячил, много пищи вкушал. Если это было в чужом доме, то припомни: сколько ты налгал, сколько словами обидел ближних, сколько пересудил людей; быть может, гневался, тщеславился, когда твоя кровь распалилась; ибо у того, кто хотя немного выпьет водки или вина, кровь распаляется, язык разболтается, гордость возрастает, гнев или скорбь увеличивается.

Диавол только того и ожидает, чтобы ты хотя немного выпил; он успеет во всем остальном: напустит в голову и грешные мысли, навяжет на язык и грешные слова, и наведет на грешные дела. Как часто случается, что одну рюмку выпьешь, а глупостей наделаешь кучу. Я говорю о том, что иногда одна рюмка причиняет тебе болезнь, или даже медленную, или скорую смерть, ибо диавол часто от малого случая наводит на человека великие беды. Иоанафан, сын Саулов, вкусил только каплю меду и навлек на себя смерть, потому что нарушил обет, данный Саулом Богу всенародно, – не вкушать пищи до вечера, пока не будут побеждены неприятели. Кто из нас не давал Богу обета, еще при крещении и при покаянии, побеждать свои страсти, обуздывать желания, удерживать язык, никого не осуждать, не празднословить, не гневаться, не божиться, тушить похоти всякого рода; а при выпивке все эти страсти пробуждаются, оживают.

Но спроси: всегда ли ты полагаешь меру своему питию? Не часто ли только первая рюмка выпивается неохотно, а другая уже с желанием, а третья с жадностью, а там подавай да подавай. Смотришь, мало-помалу и память, и разум, и силы телесные, – все потерял, а требование, жажда к напиткам более и более возрастает; уже и утроба не принимает, а ты еще простираешь руку к пьянственной чаше. Скажи: не случалось ли это с тобой, – с тобой, который говоришь, что ты пьешь умеренно? Диавол пьянства ненасытим. Ной немного выпил, а какие ужасные последствия произошли от этого: миллионы потомков Хамовых еще и доселе пребывают в диком положении, продавая друг друга, пожирая друг друга. Лот праведный тоже от неумеренности в вине потерял сознание и впал в тяжкий грех кровосмешения. Скажу яснее, что все почти грехи, все злострадания, все убийства в мире происходят от пьянства. Пьяный решается на всякое беззаконие, на всякое преступление, какое только может совершить самый отчаянный злодей, что только может сделать сам диавол.

Если неумеренное употребление пищи бывает вредно для здоровья человека, то неумеренное питье – настоящий для нас яд. «Выпил, – говоришь, – с приятелями». Зачем же ты после этого сделался величайшим неприятелем самому себе, своему семейству и обществу? Спроси: кого ты не обидел в пьяном виде? Как ты стонал ночью? Как болела твоя голова, утроба? А если ты привык к напиткам, если тебя невидимая сила тянет к тому, чтобы тебе похмелиться или опять напиться; – о, несчастный ты супруг! Несчастный ты отец! Несчастное твое семейство! А если ты на общественной службе; несчастны твои дела, несчастны и подчиненные твои! Какой пример берут с тебя твои дети, твои соседи, твои слуги? Ты не думаешь о том, что в твоей утробе умножается годами страшная болезнь – воспалительный рак, что все пьяницы умирают скоропостижно – от удара в легкие, или в сердце, или в голову. Многие начинают пить умеренно, а непременно делаются пьяницами. Поистине мудро сказал тот, кто сказал: «водка есть кровь сатаны».

Боже, спаси нас и помилуй нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle