Источник

106. О том же

Если ты, христианин, веруешь от всей души и от всего сердца, что Бог прощает тебе и простил уже все твои грехи, то отчего же ты предаешься отчаянию? Отчего сомневаешься в прощении грехов? Хочешь увериться в истинном прощении своих грехов, подумай: оставил ли ты их, не грешишь ли более. Если так, то значит Бог простил тебе; ибо Он тогда только прощает, когда грешник перестает грешить, – тогда он уже свят и праведен. Если же ты не хочешь воздержаться от греха, опять грешишь, – и в этом деле грешишь, и в другом, и в третьем – весь год грешишь, значит ты истинно не покаялся, значит Бог тебе еще не простил твоих грехов. Да и как Он простит тебя, если ты не решился покаяться, не перестал грешить, не воздерживаешься от греха, не перестаешь беззаконствовать: видишь пьянствующих – и сам простираешь руку к пьянственному сосуду; видишь пирующих – и сам ешь с ними заодно; слышишь ругающихся – вместо того чтобы унять брань, примирить спорящих, – сам стараешься более и более раздражать спорящихся; нашел случай поживиться чужой копейкой – стараешься ей воспользоваться; заметив бросаемые взоры соблазнительницы, вместо того чтобы удалиться, – сам подаешь повод ко греху, бежишь на грех, как зверь на добычу; при первом случае осуждаешь ближнего, гневаешься, напиваешься, распутствуешь, чужое берешь, гордишься, клевещешь. Скажи Бога ради: какое твое покаяние? Как Бог может простить тебе грехи, когда ты не перестаешь грешить, не воздерживаешься от греха, не убегаешь случаев ко греху? Что ты сокрушаешься о прежних грехах, – это ты хорошо делаешь; ибо хотя Бог тебе и простил грехи, но ты все же оплакивай прежнее свое безумие, говоря сам себе: «Боже мой! Какой я был беззаконник, что я столько оскорблял Тебя моими грехами? Ты столько соделал для меня благодеяний; сотворил меня, дал мне тело и душу, все блага и радости земные, закон Свой святой, и силу быть святым, быть целомудренным, быть девственником: все это я презрел, потоптал ногами, оскорблял премилосердного Бога; каялся – и опять грешил, опять обманывал; приобщался Святых и Животворящих Таин – и опять грешил, опять безумствовал, огорчал премилосердного Творца своего; в церковь не ходил, добра не делал, жизни святых не подражал, страсти питал, слушался не Бога, а беса, который меня соблазнял, сделал своим слугой, рабом». Да – так ты говори и оплакивай прежние грехи свои; но не сомневайся в том, что Бог простил тебе грехи твои, ибо и Мария Египетская хотя вдруг перестала грешить, когда вошла в храм Иерусалимский и допущена была силой Божией приложиться к животворящему кресту, – однако, стремясь к большему совершенству, желая и следы в душе о прежних грехах изгладить, предалась надолго строгому посту, ничего почти не ела и плакала горько о прежних грехах; молилась и горько сетовала на то, что так много и долго оскорбляла Бога. Через 38 лет, проведенных ей в посте, молитве и покаянии, она услышала от самого Бога прощение, сподобилась увидеть Ангелов и Царицу небесную; стала ходить по воздуху и ходила по реке как посуху: при всем том, в рубищах и в убожестве умерла, зная, что ей еще нужно явиться на суд Божий, что на нее будет смотреть весь мир, ибо все знали о ее грехе. «Прикроет ли Господь грех мой на суде Своем? Стою ли я этого?» – думала она. Она не сомневалась в том, что Бог простил все грехи ее, а в том сомневалась: заслужила ли она своими подвигами, чтобы Бог ее совершенно простил? Да притом – получит ли она еще венец целомудрия наравне с девственницами? Получит ли награду наравне с мученицами, наравне с пророками и Апостолами? Этого она не знала, – знала, что Бог простил ее тяжкие грехи, но свои подвиги, свои заслуги, свои посты и молитвы она считала ничтожными, не стоящими венцов небесных, вечной награды наравне с праведниками. Так вот почему и мы должны оплакивать прежние грехи свои; но отнюдь не должны сомневаться в милосердии Божием, в прощении грехов, иначе это будет тяжкий грех отчаяния, грех непростительный. Бог бесконечно милосерд; Ему ничего не стоит простить нам все грехи наши и так изгладить, чтоб не оставалось в душе никаких следов; ибо благодать Божия может совершенно исцелить и изгладить все следы грехов наших. Господи! Прими наши слезы, прими наше покаяние и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle