Источник

23. Поучение в день Четыредесяти мучеников

Среди подвигов поста и покаяния наша Святая Церковь в настоящий день созывает православных христиан на сей праздник, на сие торжество – в честь четыредесяти мучеников, доказывая тем и своё уважение к посту, и вместе любовь свою к мученикам. Чему нас поучает это сугубое молитвословие и торжество? Поучает той непреложной истине, что ты, христианин, можешь омыть грехи или слезами, или кровью, или покаянием, или мученичеством, – что выше? Что важнее? Что приятнее для Бога? Вы удивитесь, если мы скажем, что строгие подвиги поста и покаяния – выше мученичества, и важнее и приятнее для Бога. Мученики чаще предаются на мучения и страдания против воли, против желания даже; а пост и труды покаяния мы совершаем добровольно, по нашему желанию. Счастье быть мучеником достаётся немногим; а купель покаяния и слез дарованы Богом всему миру христианскому. Подвиги мученичества бывают чаще кратковременные – например, 40 мучеников совершили свой страдальческий подвиг в одну нощь; а поприще покаяния простирается на всю жизнь – до дверей гроба. Какие страдания, скажешь, в покаянии, посте и молитве? – Если ты истинно не каялся, совершенно не постился, с воплем крепким не молился; то поистине – ты не испытал этих великих страданий. – А хочешь их знать: – спроси сребролюбца о тяжком мучении души и о чрезвычайной борьбе с самим собою – того сребролюбца, который при чрезвычайном пристрастии к серебру и злату – по действию на него благодати Божией – решается все свои любимые сокровища раздать на нищих – с тем, чтобы самому остаться нищим – ради Христа и жить милостынею. Спроси пьяницу, который пьёт запоем, – что он испытывает, когда ему не дают водки и требуют, чтобы он ее и в рот не брал? Такой подвиг покаяния часто оканчивается смертью. Посадите человека на хлеб да на воду, того, у которого бог – чрево, и который всю жизнь непрерывно предавался роскоши и сластолюбию. – Совестно говорить, а скажу: отнимите любовницу от того, который ее обожает – как своего идола: сколько убийств и самоубийств совершается чрез эту преступную любовь! Заставьте гордеца отказаться от чинов и орденов и покройте его бесславием и рубищами нищего, – да он умрёт от сего унижения! Да, привычка обращается в природу; а природу свою легко ли победить? Нет! Легче перенести самые жестокие наказания, мучения, нежели переродить себя; а покаяние этого именно и требует от нас, требует, чтоб сделаться из грешника – святым, из человека – ангелом. Не о мучениках, но об грешниках сказано: что «Бог более радуется о едином грешнике кающемся, нежели о 99-ти праведниках, не требующих покаяния» (Лк.15:7). Как? Вы этих мирских человеков, которые говеют, считаете за истинно кающихся? Ошибаетесь. Здесь нет ни одного истинно кающегося; ибо, истинно кающийся – после покаяния не грешит любимым грехом; а вы присмотритесь и увидите, что все почти говеющие остаются такими же нераскаянными грешниками, и до говения были, Они даже не стояли на месте истинно кающихся – за дверями храма Божия, не плакали даже, не припадали до земли, долу не лежали, не постились как должно, не покрывали себя рубищами, не вкушали хлеб с пеплом, как Давид, не били себя в грудь, не рыдали, не орошали пол слезами; это ли кающиеся истинно и совершенно? Нет – все они наружно только каялись. Посмотрите на сребролюбцев – многие ли из них после покаяния стали нищими? Посмотрите на пьяниц – бросили ли они после говения пить? Посмотрите на распутных – бросили ли они своих любовниц? Посмотрите на модниц – бросили ли они свои наряды? Посмотрите и на других грешников – не остались ли они такими же, какими и были до своего покаяния и говения? Вот почему подвиги покаяния – истинного выше мученичества. Не думайте, чтобы мы унижали мученичество, – избави Бог! Довольно того, если мы скажем, что истинные подвиги покаяния столько же мучительны, как и страдания от мучителей. – Богу правосудному благоугодно было уравнять и то, и другое – одинакия награды даровать и мученику и разбойнику покаявшемуся, и блудницам, и всем грешникам, – уравнить купель слез и крови!

Святые Четыредесят Мученики молите Бога о нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle