Источник

13. Поучение в день Восшествия на престол Благочестивого Государя Императора Самодержца Всероссийского

(Сказано в Соборной г. Таганрога церкви)

Несчастно то государство, которое увлекается духом политики и войны; но ещё несчастнее то общество, которое увлекается духом времени, против которого святый апостол Павел сказал: «не сообразуйтесь веку симу»5. Век наш – есть наше время и наш дух времени: этот дух не есть дух Евангельский, дух веры и благочестия, дух мира и любви, дух мудрости и дух страха Божия – дух животворящий и всесозидающий. Нет, дух современный, есть дух неверия и нечестия, дух гордости и своекорыстия, дух лжи и обманов, роскоши, разврата и гибельных страстей, – дух, охвативший многие государства и города; это – дух тлетворный, всеразрушающий и всеистребляющий; против этого-то духа гремит святый апостол Павел: «не сообразуйтеся веку сему». Здесь, в порядке дела, предлежит вопрос: каким же духом водятся современные православные христиане? Каким духом водимся мы? По каким правилам живём и действуем мы? По духу ли святого Евангелия, по закону ли Божию, или по обычаям мира, по духу действующему в сынах противления – по влечению страстей и дурных привычек? Вопрос довольно щекотливый, но требующий прямого, ясного и добросовестного ответа.

Кто не знает, что царством света, царством благодати и истины, царством мира и любви, по законам Евангельским, управляет Сам Бог? Кому также не известно, что царством лжи и неправды, царством мрака и страстей, действуя тлетворным духом, времени, управляет князь воздушный, или как апостол сказал: «миродержитель тьмы века сего,... дух злобы поднебесный» (Еф. 6:12), который, ниспав из области света в область тьмы, дерзновенно противустал Богу Творцу своему, – стал на земли воздвигать своё царство греха и мрака, стал строить свои храмы, свои престолы – престолы сатаны, и имеет своё соборище сатанинское, в которое вовлекает всех безрассудных человеков, как сказано в откровении (Откр.2:9–13). В самом деле! Неужели в этом благочестивом собрании молящихся – найдётся такой, который станет утверждать, что эти театры, клубы, маскарады, по меж храмов Божиих воздвигаемые, – эти дома страстей и увеселений, – эти притоны роскоши, нетрезвости, пиров, соблазнов, лицедействия, убежища пьянства, разврата и всех возможных оргий, устрояет, дозволяет и разрешает Сам Бог? Но, не будет ли это страшное богохуление? А если не Бог, так кто?.. Мы знаем, что Бог воздвигает свои святые храмы, поставляет пастырей, учреждает богослужение, ввёл таинства, чтение святаго Евангелия – для возрождения падшего человека, для спасения и избавления от грехов, для освобождения от страстей и от власти диавола, для указания пути в страну вечности, для возведения истинно верующих в царство славы и вечного блаженства. Для чего же диавол – враг Божий и всякой добродетели – сей тлетворный дух времени – среди царства Христова, царства благодати, устрояет свои храмы, свои престолы, свои притоны? Очевидно, для погибели человеков. Воздвигая па земле своё царство и свои храмы, и увлекая к себе на служение рабов тления – рабов гордости, плотоугодия, и корыстолюбия, которые тлеют в похотях прелестных, чахнут в плотских страстях – и нередко умирают скоропостижно в потопе пьянства, роскоши и разврата, – этот древний – страшный дракон, в лютости злобы своей – мечтает препобедить всемогущего Бога, устоять против Творца вселенной тогда, когда сам убеждён в своей участи и знает, что его ожидает вечная погибель в озере огненном (Откр.20:10).

Таким образом, злоба его сама в себе носит бессилие, разрушение и вечную погибель! И не тот же ли мрак и тьму, и не такую же ли участь наследуют и те, которые легкомысленно поддаются его коварным искушениям? И не те же ли перейдут в область отвержения и проклятия, – которые из царства света, царства благодати на земли, переходят на служение диаволу – в его царство, из рабов Божиих – рабов свободы делаются рабами страстей, тления и разрушения? Но, может ли устоять зло против добродетели, бессилие – против всемогущества Божия, тьма – против света, царство мрака, страстей и разрушения – против царства благодати – Царствия Божия? Правда, что для уничтожения греха, для укрощения страстей, для побеждения диавола – от нас требуется великой чистоты нравов и святости жизни, – за неисполнение же заповедей Синайских и Евангельских Бог угрожает проклятием нарушителям оных, – грозит упорным и нераскаянным грешникам лютою смертию, страшным судом и вечными мучениями ада; да иначе и быть не может: надобно быть совершенно безчувственным к угрызениям совести, или совершенно слепым, чтоб не видеть непреложных судеб Божиих – в управлении событиями мира физического, политического и нравственнаго, в наказании согрешающих, в погибели развратных, в убийстве и самоубийстве отчаянных, в крайнем разврате потерянных, в отпадении богатых горделивцев от веры, церкви, от любви к ближним, в упорной ненависти к служителям алтаря, в презрении праздников и постов, в попрании религии и Святых Таинств, – в посмеянии над законами Божескими и человеческими – в распространены меж нами этих безбожных и развратных книг и тлетворных романов, соблазнительных картин, вымыслов чудовищной моды, – в стремлении к преобладанию своеволия, богатства, роскоши, самочиния, силы, хитрости, разрушения вековых трудов человеческих, до того, что видимо, так сказать, осязательно убеждаешься в том, что нет Бога в животе многих; но есть диавол, заправляющий умами, сердцами, волею и делами множайших человеков. К крайнему прискорбию, пожар страстей, горящий на западе большим пламенем, бросает и на нашу счастливую Аравию горелые лучинки; так, что уже и огонёк вспыхивает иногда среди православных, – то в дерзком посягательстве на священнейший трон, то в явном охлаждении православных к делам веры, то в оскудении любви и умножении ненависти; то в отсутствии простоты и чистоты нравов; то в непокорности детей родителям; то в презрении супругами святости браков, и распространении в недрах православия каких-то браков гражданских, и в умножении своевольных разводов и незаконнорождённых детей, повсюдные в отечестве убийства и грабежи, – что знаменуют все эти явления среди царства христианского – православного? Или настаёт в царстве Христовом торжество зла над добром, пороков над добродетелями, нестроения над порядком, страстей – над законами, царства тьмы – над царством света, мира и правды – над Царством Божиим. О, христиане, несообразуйтесь веку сему – настоящему духу времени: он тлетворный, гибельный!

Если же Богомудрая и благолюбивая воля нашего венценосного Императора и даровала нам вожделенное право свободомыслия, самодеятельности, самопомощи, самоуправления, самоосуждения, и самооправдания; то при таком быстром развитии польз материальных, при успехах цивилизации и просвещения, при настоящем прогрессе и возвышении всех интересов частных и общественных – не должны ли мы обратить особенное наше внимание на удивительный упадок нравственности между христианами, на оскудение веры и любви, на уменьшение благочестия и святости жизни так, что наша высокорослая и многолиственная смоковница православия – Россия, красуется, кажется, одними листьями излюбленной цивилизации и прогресса, и не приносит истинных плодов христианских, а только гнилые плоды гражданских добродетелей тогда, как путь наш на небо, – лежит не чрез цивилизованный Вавилон, но чрез печальную Голгофу, на которой одной возрасло спасительное древо жизни истинной, вечной. A известно, что этот путь узкий, прискорбный, усеянный тернием и волчцами. Притом, благоденствие настоящей нашей жизни состоит не в успехах нашего ума, изобретений, искусств, обогащений и торговли; но в подвигах истинного покаяния, благочестия и точном исполнении заповедей Того, который сотворил мир, искупил мир, управляет миром, судит будет мир нелицеприемно – по законам непреложным строгого правосудия. Следовательно, отступление сынов века сего от заповедей Божиих, не есть ли дерзкое оскорбление величия Божия, восстание твари против Творца Своего? И если Бог не даст тебе камня вместо хлеба, змию – вместо рыбы; то, как же ты, человек, жалкое творение – дерзаешь воздавать Богу, вместо Богопочтения – идолопоклонением; вместо покорности – своеволием; вместо истинной веры и любви – приносишь Богу в жертву – дымящуюся головню маловерия и изгарь преступной любви к тварям; вместо святости жизни – воздаёшь Ему химерами диавольской гордости, сомнения, своекорыстия, своеволия, преступной любви к красоте женской и пристрастия к деньгам, заставляя страдать тысячи бедняков – братьев Христовых и своих – от холода, голода и всякого рода лишений, сам предаваясь безмерной роскоши и удовольствиям, вместо служения единому Богу в правде, преподобии и истине? Ты христианин, – не по имени же только ты должен быть таковым; но по живой вере, по своему самоотвержению и святости дел твоих, ибо придёт и для тебя то время, когда Господь станет очищать пшеницу от плевел, отделять овец от козлищ, – сынов благословения от сынов проклятия, наследников рая – от пленников ада, – и если ты не веришь Богодухновенным пророкам и апостолам и непреложному слову Самого Бога; то ты – не тот же ли падший дух, сухая ветвь, отторгнутая от древа спасения; а если ты веришь в Бога и любишь Его всеми силами души своей; то почему не идёшь против тлетворного духа времени? Почему не сражаешься до крови, как апостол сказал, – против гнусных страстей и грехов (Евр.12:4), против соблазнов и искушений всякого рода? Почему не побеждаешь мир, самого себя, своё самолюбие и свои низкие страсти? Ибо, только побеждающий все это – получит на небе многознаменательное имя сына Божия, вкусит блаженство от «древа жизни» (Откр.2:7, 22:14) и от сокровенной манны, райских благ, и стяжет непостижимо высокое право восседать на престоле высоком и превознесённом в царстве славы и блаженствовать вечно со всеми святыми и Ангелами, как сказано в откровении.

Никогда, никогда, христиане, не забывайте той непреложной истины, что прочность земного царства и благополучие наше земное, зависят не от быстрых успехов в науках, не в изобретениях ума и в быстрых оборотах и интересах торговли, не в пресловутой цивилизации и прогрессе; но единственно в истинном благочестии и святости жизни православных христиан; «семя свято стояние его» (Ис.6:13), – говорит пророк. И если вы истинно любите Бога всею душею и всем сердцем, если любите своё отечество и того, который от лица Бога царствует на престоле благодатного царства Русского – православного; любите Благочестивейшаго Царя вашего, – сего сына света, сию сокровищницу всякой мудрости и всякой добродетели – виновника нашего земного благополучия; то, умоляю вас, не увлекайтесь настоящим – тлетворным духом времени; «не любите мира» и всего, что в нем (1Ин.2:15), так как в нем царствует только «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин.2:16); отвергните все, что оскорбительно для Бога и Царя: «несообразуйтеся, – веку сему лукавому и прелюбодейному» (Рим.12:2; Мф.12:39, 16:4), – не подражайте блудным сынам запада, от яростного прибоя волн – новейших учений которых – колеблется уже и наша Православная Церковь, – от ересей и расколов, – потрясается и престол нашего Царя, – от миродержителей тьмы века сего – сынов погибельных6; ибо явится и, быть может, скоро явится на облаках небесных Судия Праведнейший – с силою и славою многою – и все святые Ангелы с Ним, и Он «воздаст каждому по делам его – яже с телом содела или блага или зла» ( Откр.22.12; 2Кор.5:10). Аминь.

* * *

6

Предсказание это сбылось 1-го марта 1881 года.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle