Источник

109. Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице

Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским

Еф.6:11

Что за война такая чудная и непонятная, которую христианин должен вести в протечете настоящей жизни? Что за неприятели такие, с которыми должны воевать всю жизнь? Эти неприятели, во-первых – невидимы; ибо, они суть невидимые духи; неприятели эти сильные, ибо они имеют свои начальства, свои власти, своих мироправителей – и суть духи злобы поднебесной; значит – у них большой порядок идет на войне; неприятели эти весьма хитры; ибо, они ведут войну, употребляя против нас все козни или хитрости диавольские; а кто из человеков может быть хитрее диавола? От них ты должен то уклоняться, то защищаться, то нападать на них, то поражать их; значит – ты должен вести с ними войну, – то оборонительную, то наступательную. Как его сражаться с таким неприятелем – невидимым, хитрым, неутомимым, злым, который не нуждается ни во сне, ни в пище, ни в одежде, не заботится ни о месте, где ему сражаться, ни о времени сражения. И вот еще горе, – что он может тебя поражать, чем попало – всякою вещию, даже тою, которая тебе принадлежит; а в него ты не попадёшь ни стрелою, ни луком, не ударишь его ни бичом, ни мечом, потому, что он дух невидимый, неосязаемый: против бесов должны быть и оружия духовные – особенные. Диавол искушает тебя всеми вещами мира сего: и землёю, и постройками, и конями, и колесницами, и одеждою и пищею, и напитками, и всем на свете. Часто диавол в оружие против нас обращает даже наше тело и нашу душу, наши силы и наши члены, наши мысли, наше сердце, нашу совесть. То глаз соблазнит, то слух, то вкус, то обоняние, то руки, то ноги; то заберётся в голову и всевает мрачные мысли, то в сердце скроется, – и оттуда, как раскалённые стрелы, пущает на нас в виде желаний, похотей, страстей; то примкнёт к нашим добродетелям и их обращает во вред против нас, похваляя нашу милостыню, посты наши, молитвы; то кажется вовсе отступает от нас, перестаёт нас искушать, – и тогда положение наше бываешь еще опаснее, – это значит, что он что-то новое, и более хитрое и опасное для погубления нашего выдумывает. Не ест, не пьёт, не развлекается ничем, не ослабевает, – а непрестанно думает – как бы нас погубить, потому что он более заботится о нашей погибели, нежели мы о нашем спасении. И когда мы стоим в церкви и Богу молимся, и молитвы читаем – он забирается в нашу голову, и засыпает, как песком, мысли наши о Боге – мыслями о торжище, о домашности, о пище и питии, о друзьях и знакомых: а ты должен еще думать да подумывать: какими оружиями сражаться с ним, – очевидно – не телесными, не материальными, не видимыми, но невидимыми, которым ты должен еще учиться, да учиться, как ими владеть, как действовать, как воевать? Оружие против диавола – слово Божие, пост, молитва, вера, крест, святость жизни и другие.

Спрашиваю вас: разумно ли, мудро ли, вы сражаетесь с диаволом? Ведёте ли вы с ним войну, или не видя очами врага, даёте себя только побеждать? Не видите вы своего врага очами телесными, за то можете видеть его очами душевными. Замечаете ли вы действие против вас врага? Не падаете ли? Не соблазняетесь ли чем-нибудь? Или вы привыкли падать? Или может быть привыкли лежать, пораженные стрелами диавола? И сластолюбием, и пьянством, и гордостию, и завистью, и гневом, и всеми силами греха, всеми поражениями, всеми ударами, всеми язвами диавольскими! Если так христианин; то ты не называйся воином Христовым, а врагом Его и другом диавола! Если так, то ты примыкаешь ко врагам Христовым – к бесам, – ему угодное творишь; ему служишь, а не Христу, ему работаешь – ты враг Христа, а не диавола; а таких друзей своих диавол всегда губит, такие всегда посягают на самоубийство, на свою погибель. Такой ты воин Христов? – Не забывай же слов святого апостола Павла: «облекитесь во всеоружие Божие, – Божие оружие тебе дано, чтобы тебе: можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против плоти и крови; но против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века всего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:11–12)!

Не забывай этого, христианин, но помни это всегда. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle