Источник

107. Поучение в день памяти Преподобного Саввы Освященного

Чего и для чего люди бегут в монастырь и в пустыню? Для того, чтоб унять, пресечь, потупить страсти! Страсти, какие бы то ни было – телесные ли, или душевные: имеют одно общее свойство – разрушать тело и душу. Тело разрушается, но душа, хотя и не имеет частей, как тело, но от страстей и она слабеет, помрачается, как бы расширяется, разлетается, или как в одной песни церковной сказано: исчезает: «бездна последняя грехов обыде мя и исчезает дух мой». – А что значит исчезать? Как дым густой делается тонким, прозрачным, слабым, невидимым для зрения, так и дух человека, и душа слабая делается; ибо мы знаем, что человек, мучимый какою-либо страстью, делается малодушным, слабодушным, боязливым, трусливым. Телесные страсти скорее, быстрее действуют на разрушение тела, например: пьянство, похоть плотская, сластолюбие – хотя скорее проходят – унимаются, но следы опаления на теле и на душе остаются. Пьянство, или одурение от пьянства проходит с хмелем; но боль в теле еще на долго остаётся, и следы после пьянства – потеря денег, руганка друзей и домашних, беспорядок в одежде – остаются; а сколько здоровья теряет человек? Такие последствия и других телесных, и плотских страстей. Душевные же страсти не так скоро проходят, но постоянно, безвыходно остаются в душе, например: гордость, зависть, человеконенавидение – эти страсти трудно выжить из души; ибо они сокровенны, человек можешь их прятать в сердце – и убийственны не столько для тела, сколько для души. И вот то: для чего люди поступают в монастырь, – чтобы потушить, унять, убить страсти. И действительно, пост до голода, непрестанные молитвы, долулежания, бдения, рубища, холод и непрестанное послушание – быстро и скоро унимают, обуздывают все страсти. Но вот чему надобно удивляться, – если по каким-либо причинам отойдёт, возвратится в мир, оставит монастырь или пустыню; то страсти потом еще с большею силою пробуждаются в человеке; – нередко и в самой пустыни: кто даст себе льготу, свободу, выходит из послушания – а умом летает по миру, – то и в пустыни оживают страсти, и там же губят человека. Вот почему и сказано: «взявшись за рало не озирайся вспять» (Лк.9:62); поступивши в монастырь – не выходи; а то окончательно погибнешь. Вышедший же из монастыря человек бывает самый несчастный. – Что потеряешь в монастыре, того во всю жизнь не возвратишь в мир. Удивительное свойство страстей! Мы начитывали примеры, что были подвижники самой высокой жизни, прозорливцы и чудотворцы, до 60 лет подвизавшиеся в монастыре – и вдруг, по причине искушения диавольского, падали в прелюбодеяние и убийство. Так трудно подниматься, и так легко падать; только молитвы святых, а лучше сказать, благодать Божия, сила Божия может ограждать и поддерживать подвижника. Так опасна в жизни высота святости! Стоишь? Смотри же, чтобы не упал. Вот почему решительные спасающиеся бегут в отдалённые монастыри, например: в холодный – северный Соловецкий монастырь, или на высоты, в глушь Афонских гор: или еще далее – в монастырь Саввы Освящённого, в страшные, песчаные, пекучие пустыни! За то там есть опытные и мудрые старцы – руководители, которые, как некие крепкие столпы, наставлениями своими и молитвами тебя поддерживают; только исполняй послушание, все делай с их совета и благословения, – не бойся, не упадёшь, – но «много званных, и мало избранных» (Мф.20:16), – мало охотников на такие подвиги.

Преподобне отче Савво! Моли Бога о нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle