94. На день рождества Крестителя Господня Иоанна
«Ты, отроча наречешися, пророк Вышняго». (Лк. 1:76)
Дух Святый устами Захарии предсказал об Иоанне Крестителе, что Он будет пророком Божиим, а Сын Божий сказал, что из рожденных женами не было пророка более Иоанна Крестителя. Спросите: чем велик был Иоанн, Креститель Господень? Тем, что он был великий постник: жил в пустыни, носил одежду из верблюжьей шерсти, питался акридами и диким медом. Тем, что он, получив от Бога свет истинны и явившись к народу во образе проповедника покаяния, чудотворно действовал на все звания народа: на богатых и бедных, на образованных, на простых сердцем и умом. Все к нему спешили и вопрошали: «что им, каждому в своем звании, следует делать, чтобы спастись». Такое могучее влияние на весь еврейский народ еще понятно было бы, если бы он родился от какой-нибудь знатной фамилии, был бы воспитан и обучен наукам, окружен славой и величием царским, славился между своими соотечественниками великими делами. Но таким значением, таким влиянием пользовался человек не знатный, никому и ничем не известный. Разве мог быть назван такой человек необыкновенным человеком? Разве заметно было в нем что-то высокое, что-то необыкновенное? Начиная с рождения и оканчивая последними днями жизни, в Иоанне Предтече все обыкновенное находим.
Но быть рожденным от бесплодной, заматерелой жены – разве дело бывалое, а не чудесное? Быть пророком, и притом больше всех пророков, может ли всякий человек? Пророки всегда избираются и назначаются самим Богом, а быть Предтечей и Крестителем Господа – это столь великое дело, что оно поставило Иоанна в царстве благодати и славы выше всех пророков, апостолов и выше всех святых. Вы, может быть, удивляетесь тому, что Иоанн не видел света и людей, проведя самую лучшую пору жизни в пустыне. Зато он там не видел ничего худого, грешного и соблазнительного, а видел одного Бога и с Ним непрестанно беседовал. Вы, может быть, удивляетесь тому, что он одет был в грубую одежду, не пил вина и сикера и вкушал безвкусную пищу. Зато он столько имел благодати, сколько никто другой из святых не имел. Некоторые, быть может, удивляются бесчестной смерти Иоанна Крестителя. Но разве сам Христос не умер среди двух разбойников и не был умален паче всех сынов человеческих? Но таков у Бога чудный закон: чем бесславнее человек на земле, тем славнее на небе. Кто здесь нищенствует, тот на небе обогащается; кто на земле больше страдает, тот на небе больше прославляется; кто на земле больше имеет скорбей, тот на небе больше будет радоваться: «блаженны нищие духом, блаженны плачущие»105. Сам Христос сказал. Подумайте: сколь ничтожно земное величие человека, сколь пуста слава человеческая, сколь тленно земное богатство, если человек на небе в вечности ни того, ни другого, ни третьего не получит! Что на земле хорошо, то на небе может считаться грешным, нечистым. Намерения Божии и суждения человеческие редко сходятся, а чаще бывают до очевидности противоположны. Как часто мы ошибаемся, когда о своих детях судим по своему личному усмотрению. «Что за сын этот будет у меня», – иной говорит? «Это будет мудрец, или великий и знатный, или богатый человек». Но сколь часто этот сын, на которого отец питал столько надежд, которым столько восхищался, делается, наконец, или бесчестным, или распутным, или горьким пьяницей, или убийцей отца, матери, братьев и сестер. Не возносись, человек, не увлекайся своим разумом, богатством, славой и честью: все это еще здесь, на земле, может рушиться, уничтожиться, на что часто, очень часто мы видим примеры. Лучше быть на земле нищим, несчастным и бесславным, лишь бы на небе получить долю наравне со святыми. Если ты чист от греха, то самая несчастная твоя доля на земле не лишит тебя надежды на получение награды на небеси. Дай Бог всем нам и жить, и страдать, и умереть по примеру св. Иоанна Крестителя, тогда и мы воскреснем и будем жить вечно со Христом.
Св. Пророче и Крестителе Господень Иоанне, моли Бога о нас. Аминь.
* * *