Источник

92. В 3-ю неделю по Пятидесятнице

«Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся». (Мф. 6:25)

Не сказал Господь: не трудитеся, а сказал: «не пецытеся», то есть не озабочивайте себя, не сокрушайте себя, не мучьте себя, не утруждайте себя. Когда человек трудится, тогда в деле участвуют одни руки и ноги и все тело, а когда заботится, тогда и вся душа работает: разум думает, сердце желает, воображение представляет образы тех или других дел и предприятий. Не явно ли из сего, что трудятся действительно только живущие в деревнях, которые орют, сеют, жнут, молотят, мелют, косят и собирают? В городах же больше заботятся, нежели трудятся. Вот почему для освобождения себя от трудов или заставляют трудиться животных, или употребляют разные машины. В городе только заботятся и думают о том, где бы добыть копейку. С этою целью многие занимаются торговлей, всегда почти недобросовестной, или ищут легкого заработка. Всех этих способов не одобряет Господь, говоря: «не заботьтесь, не пецытеся». «Как же и чем нам жить»? – спросят некоторые. Правда, что Господь не дал нам того, что дал животным, птицам и рыбам, не покрыл нас шерстью, перьями или чешуей, не дал нам крыльев, чтобы летать, чтобы питаться одной какой-либо пищей. Но не грех ли причиной тому, что желания наши к пище и питью непомерны? Не грехи ли обнажили наше тело так, что оно нуждается в одежде? Ведь до греха и падения первые люди – Адам и Ева ни в том, ни в другом, ни в третьем не нуждались, также и Христос по Воскресении не нуждался ни в пище, ни в питии, ни в одежде. «Чем жить и как жить»? Есть же люди на свете, которые живут одной какой-либо пищей, хлебом или какими-либо кореньями, пьют одну воду, живут или в пещерах или землянках. Подумайте, натурально ли то, что человек вместо одной пищи ищет самой разнообразной пищи, вместо одной одежды носит несколько одежд, да еще модных, вместо одного дома имеет двадцать домов и более? Что это за непомерная жадность – собирать, покупать, менять, торговать, выдумывать, иметь все то, что другие имеют, делать все то, что другие делают, знать и делать все то, что знают и делают другие. Если душа человека всю жизнь так озабочена, так занята одной пищей, питием, одеждой и постройками, то когда же ей думать о спасении? Когда заботиться о жизни вечной? Когда собирать сокровища на небе? Неужели Господь больше заботится о зверях, о птицах и других тварях, которые сотворены на краткое время, созданы только для украшения земли, нежели о человеке, который по образу и по подобию Божию сотворен и для освобождения которого от греха, проклятия и смерти Сам Господь взошел на крест, пострадал и умер? Ты хочешь иметь крылья. Но разве некоторые святые еще при жизни не ходили по воздуху? Читай жизнь святых. Ты желал бы не нуждаться в одежде? Не имей греха и обойдешься без одежды, как младенцы, которые, будучи наги, не стыдятся. Ты желаешь быть без пищи? Многие святые или долго оставались без пищи, или вовсе не ели тленной пищи, питаясь пищей духовной. Потому-то и Господь сказал: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем»104 и пр. Значит, человек может питаться одним словом Божиим. Не допустит Господь умереть с голоду того человека, который живет только для Бога и одним Богом. Итак, «не пецытеся душею вашею» и пр.... «ищите прежде Царствия Божия» и пр. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle