Источник

9. В неделю по Просвещении. Об искушении Иисуса Христа от диавола

После крещения Господь отведен был Духом Святым в пустыню. Пoелику Он был не только Бог, но и человек, то Ему, как человеку, надлежало пройти путь искушений, ряд соблазнов. От кого? От диавола. Значит, Отец Небесный признал такое искушение для Богочеловека полезным и необходимым, и диавол смело приступил к Нему. Хотя и ангелы окружали Господа, но при искушении они на время отступили или скрылись, чтоб дух нечистый дерзновеннее искушал Господа. Он не видел, верно, того, что в лице Иисуса Христа Божество было соединено с человечеством. Чем же диавол искушал Господа? Тем самым оружием, каким нас искушал: похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской. Так диавол и Еву искушал, но она не умела отражать его нападения. Он как бы так говорил Еве: «посмотри какой прекрасный по виду плод сего дерева, а как вкусен! попробуй». Она могла только сказать диаволу: «Бог не велел его кушать». «Да, Бог не велел для того кушать, чтобы вы не знали ни добра, ни зла, чтобы вы сами не были богами». Ева поверила диаволу. После похоти плоти и похоти очес при воззрении на плод гордость омрачила ее, и она вкусила. Не так поступил Христос Господь при искушении. Он, во-первых, постился сорок дней, ничего не вкушал, значит, пищей не мог диавол искусить Господа, хотя и искушал: «скажи чтоб камни сии сделались хлебами». И похотью очей Его не мог прельстить диавол, хотя предлагал Ему все царства земные. Поэтому и саму гордость не мог вдохнуть в Него, хотя говорил: «бросься с этой высоты, ангелы на руках понесут Тебя». Но слово Божие было в устах Господа острее обоюду меча острого. Он сим всесильным оружием поражал диавола при всех его нападениях. Неужели диавол не знал, что это Сын Божий? Он мог знать только сторону Его человечества, но Божества, верно, не знал, иначе не дерзал бы выходить против Творца своего на брань. Он знал, что Господь есть сын Божий, но знал только по Его человечеству, а не по Божеству. Теми самыми же оружиями искушает и нас диавол, с той только разницей, что для искушения нас он имеет больше средств, так как мы скорее можем увлекаться и вещами, и пищей, и напитками, и нарядами и деньгами. Все эти вещи мира сего, предлежащие очам нашим, делаются у диавола оружием искушения против нас. Господь отведен был для искушения Духом в пустыню. Ныне для искушения нет надобности идти в пустыню. Легионы бесов для искушения человеков собираются по городам. Здесь бесы настроили свои храмы: гостиницы, корчемницы, распутные дома, куда люди толпами бегут на свою погибель. Бегут, соблазняются, прельщаются, объедаются, напиваются и погибают. Друг, приятель приглашает тебя погулять, выпить, повеселиться. Где, в каком месте? Диавол подсказывает, влечет и тянет человека в пропасть, в трущобу, в развратный дом. И сколько погибающих на свете от его соблазнов! Люди сами ищут своей погибели, а он только указывает средства, представляет в привлекательном виде пьянство, буйство, своеволие, сластолюбие и разврат. Господь был в пустыни со зверями, но лесные звери менее люты против зверских нравов, пьяницы против языка женского, против язвительных слов врага, против злобы, клеветы, лжи, гнева, ярости людской. Ныне самые действительные оружия против зла и диавола: пост, молитва и слово Божие оставлены многими христианами как бесполезные. Оттого много погибающих на свете. Боже! Боже! Спаси погибающий мир, как Сам знаешь. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle