Источник

77. В неделю о слепом

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения». (Ин. 9:1)

Великое несчастье – родиться слепым, но не большее ли несчастье – родиться зрячим, а потом потерять зрение? Имея глаза, человек видел Божий свет, видел отца, мать, друзей и своих детей, видел небо, украшенное звездами, землю, наполненную зверями, птицами и многоразличными деревьями, растениями и цветами, и вдруг все покрывается тьмой, очи смотрят, но ничего не видят. Впрочем, и это горе не так велико: закрылись очи от всего хорошего, зато не увидишь ничего худого и соблазнительного. Но вот горе, когда у человека закрываются очи душевные, очи веры, – это такое несчастье, которому трудно помочь. Слепец, упоминаемый во Евангелии, прозрел очами телесными и вместе с тем прозрел очами душевными, уверовал во Христа. А фарисеи и садуккеи смотрели очами телесными, но душевные их очи были совершенно закрыты, ибо они не уверовали во Христа и не поверили тому, что Он даровал очи слепорожденному. Быть может, вы, христиане, спросите: за что Господь наказывает человека слепотой телесной, отнимая у него зрение? За какой-нибудь смертный грех Господь посылает такое наказание. Вместо того, чтобы наказать смертью человека, Господь признает полезнейшим покрыть человека слепотой, дабы он не грешил более. Но часто Господь наказывает людей за учиненный грех и смертью. Мы читаем так в Житии святых отец: что Бог наказывал смертью за воровство, за прелюбодеяние, за сребролюбие. Один умер, потому что не подал милостыни, другой – потому что не дал жаждущему напиться воды, третий наказан проказой, а четвертый – беснованием за обиды, причиненные родителям. Скажи же, слушатель: ты желаешь быть наказанным от Бога за подобные грехи: продолжительной ли болезнью, беснованием, слепотой или смертью? Скажешь: ни то, ни другое наказание не легко. А легко ли Богу терпеть твои грехи? Скажешь: «зато у меня вера есть, зато у меня открыты очи душевные». А кто сказал тебе это? Если ты имеешь сердце, наполненное страстями, то у тебя нет веры, у тебя закрыты душевные очи. Если ты воруешь, то ты не имеешь веры в Бога, ибо не веришь тому, что воры Царствия Божия не наследуют. Если ты пьянствуешь, то не имеешь очей веры; если прелюбодействуешь, то ты слеп душой; если произносишь сквернословие, то у тебя нет веры; если ты собираешь сокровища земные и тем заставляешь нищих и бедных страдать от холода и голода, то ты не имеешь веры, ибо не веришь, что сам Христос страждет в лице нищих и убогих. И сколько между нами подобных неверующих, лишенных душевного зрения? Думаю, что ты не веришь и тому, что я тебе сказываю. О! блажен тот, кого Господь в этой жизни наказывает таким или другим способом. Вот горе, если человек умирает неверующим! Напрасно люди гордятся тем, что носят имя христиан. Не тот христианин, кто носит имя, а тот, кто имеет добродетели христианские. А если ты только по имени христианин, а по делам ты друг мира, раб страстей, слуга диавола, то ты и в настоящей жизни слеп, и в будущей жизни не увидишь Христа, а увидишь вечных врагов, которым тут служишь.

Господи! Открой нам душевные очи, очи веры, дабы мы увидели свет заповедей и повелений Твоих. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle