51. В великий Четверг
Есть люди на свете, которые по свирепости нравов употребляют в пищу тело человеческое. Бывают случаи, когда от страшного голода, особенно на морях и в непроходимых пустынях, решаются утолить сильный голод телом мертвеца, но те от свирепости, а сии по нужде вкушают. А Сын Божий добровольно дает вкушать от Плоти Своей и пить от Крови Своей, говоря: «приймите и ядите, сие есть тело Мое, пийте от нея вси» (от чаши), «сия есть кровь Моя»59. Если бы я в настоящую минуту сказал вам: «приступите приймите и ядите, приступите, приймите и пийте. Вот пред вами тело, пострадавшее и умершее на кресте, вот вам кровь, льющаяся из рук и ног, из Пречистого Ребра Христова». Чтобы вы мне на это сказали? Ни свирепость нрава, ни страшный голод не заставил бы вас это сделать. Между тем от этого вкушения и пития зависит вечное ваше спасение: не будешь вкушать плоти Господа, не будешь пить крови Его, не спасешься, не будешь иметь в себе залога бессмертия и жизни вечной. Только «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь пребывает во Мне, и Аз в нем»60, только «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный»61, – сказал сам Христос. Итак, приступите, приймите и ядите, приймите и пийте. Не решаетесь? Но, о пребезначальная и премилосердая благость Твоя, о Боже! Ты и тут благоснисходишь к немощи человеческой. Припомните, христиане, что Господь, еще будучи жив, на Тайной Вечери, указывая на хлеб, говорил апостолам: «приймите и ядите, сие есть тело Мое», указывая на чашу с вином, говорил: «пиите от нея вси, сия есть кровь Моя»62, т. е. «Я пошлю Пресвятого Духа, который хлеб станет превращать в Мою плоть, оставляя вкус хлеба в натуральном его виде, превращать вино в кровь Мою, оставляя вкус, цвет и вид натурального вина, но и хлеб будет существенно Мое Тело, и вино существенно будет Моя Кровь. Веруйте только так, а не иначе. Тот Дух Святый, Который во утробе Пренепорочныя Девы Марии мог сотворить Плоть и Кровь Мою, тот же Дух Святый по призывании Его и благословении может всегда и будет всегда по устроению Бога Отца, хлеб превращать в тело, а вино в кровь, так что Я Сам на всяком жертвеннике буду приносить и приноситься в жертву Богу-Отцу за грехи всего мира, чтобы все вкушали под образом хлеба и вина Мою плоть и Мою кровь, которую Я принял на Себя, чтоб пострадать за грехи всего мира».
О! Блаженны мы, христиане, что приобщаемся Тела и Крови Христовой! Блаженны мы, если веруем, что то, что мы вкушаем, есть истинное Тело Христово, и вино есть истинная Кровь Христова! Итак, не страшись, христианин, когда смотришь на крест и на образ распятого на нем Сына Божия, не страшись, что видишь образ сего мертвеца. Он за нас пострадал и за нас умер. Никто другой не мог пострадать и умереть за грехи всего мира. Сам Сын Божий пострадал, умер и воскрес, растерзал утробу смерти, разрушил ад и нам отверз райские двери. О, премилосердый и преблагий Сыне Божий! Дивны дела Твои! Вся премудростью сотворил еси, искупил еси и спасл еси нас от работы вражия. Одного только Он от нас требует: веры и умерщвления в себе греха, все прочее для нашего спасения Он Сам устроил. Покланяемся страстем Твоим, Господи, и святому воскресению. Аминь.
* * *