28. Во вторник на первой неделе великого поста
Братие! Что собрало вас ныне в храм Божий: или голос Матери Церкви, или голос совести? То и другое: Церковь напоминает нам о покаянии, совесть говорит нам о грехах, о необходимости покаяться. В самом деле, есть ли на свете хотя один человек без греха? Если праведник седмижды в день согрешает, то что сказать о грешнике? Сколько сей согрешит в день! Праведный Иов говорит, что человек не может не согрешить, хотя бы и один день пожил на свете. Не явно ли поэтому, что мы все грешники. Правда, иной говорит: «я небольшой грешник». Небольшой был грех и праматери Евы, но весь мир погубил. Нужно было самому Господу прийти на землю, чтобы спасти грешников. Но все ли спасутся? Не все, многие навеки погибнут. Спросите: кто из предстоящих здесь спасется, а кто погибнет? Это един Господь знает! А мы знаем, ясно, верно и истинно то, что и грешник может спастись, если покается перед смертью, хотя бы и всю жизнь грешил, и праведник может погибнуть, хотя бы всю жизнь не грешил, а добро делал, если только смерть захватит его во грехе, если смерть постигнет его во время содеянного греха. Диавол до самой смерти искушает человека, и если не успевает соблазнить до смертного часа, то пред дверями гроба может праведника искусить, соблазнить, втянуть в грех. Соломон от Бога получил мудрость и был любим Богом, но на старость впал в идолопоклонство и погиб. Иуда на старости лет продал Христа. Ты говоришь: «меня смерть не захватит, я покаюсь». О, если бы ты даже договор сделал со смертью, то и в таком разе я тебе не поверю, потому что как рождение, так и смерть держится в руках Божиих. А ты знаешь ли мысль Божию, когда Он назначил тебе умереть? Святым, да и то некоторым, Господь открывает день смерти, а грешникам – никогда. А ты, верно, не святой человек. Верно, на совести у тебя грехи есть. Ибо если у святых грехи есть так, что они седмижды в день согрешают и столько же раз и более исповедают в день грехи свои, то ты, который в год раз или два только раза приходишь на исповедь: сколько у тебя должно быть грехов? Да притом ты только явные, тяжелые или только свежие грехи исповедаешь духовнику своему, а прочие все остаются на твоей совести, хотя кажется тебе, что ты их забыл, забыл памятью, но на совести они написаны и глубоко врезаны «ногтем адамантовым»39, как говорит пророк. Но если бы ты и забыл их, то может ли их забыть сам Бог? Есть болезни тайные, которые по смерти показываются и выходят наружу из тела. Так на лице души все грехи неисповеданные и неоплаканные откроются, покажутся после смерти. Вот почему мудрые люди или несколько раз в день исповедают грехи свои, или записывают, чтобы не забыть их. Мы должны непрестанно благодарить Господа, что Он даровал нам Таинство покаяния – самое легкое и удобное средство очищать грехи свои. Скажешь: «я пользуюсь этим средством и каюсь, но что ж делать, если я опять грешу»? Грешишь? Опять кайся: сколько раз согрешишь, столько же раз принеси покаяние дотоле, пока грех совсем отстанет от тебя, пока зло перестанешь делать. «Да это тяжело,» – скажешь? Тяжело, но спасительно, смерть не застанет тебя во грехе! «Нет ли другого средства избавиться от греха»? Есть: некто преподобный Фалалей сделал себе землянку в два локтя длины и в локоть высоты и ширины, и 60 лет безвыходно в ней проплакал, говоря всем, что «настоящее время Бог дал нам на покаяние; если потеряем оное, то весьма будем истязуеми». «Я не монах,» – скажешь? Да разве мирянину дозволено грешить?
Господи! Спаси нас, какими знаешь судьбами. Аминь.
* * *