Источник

205. О покаянии

Несчастен тот человек, которой живет в мире и не думает о своем спасении. Люди мира сего не думают о том: какую они ведут жизнь, приятна ли она для Бога или нет, больше ли они добра делают или зла? Знают, что они живут, как живет тот, у которого очи совершенно закрыты: они не судят о важности того или другого греха, они высоко ценят свои добродетели, которые пред Богом, быть может, не имеют никакой цены. И действительно, наши все добродетели достойны презрения и потому, что они оскверняются гордостью и тщеславием, и потому, что не от чистого сердца делаются, и потому, что не доброхотно делаются. Наше величайшее ослепление состоит в том, что мы думаем, что у нас нет грехов, что мы их очистили покаянием. Да, если ты вовсе уже не грешишь, то ты чист от грехов. А если опять грешишь? Если ты не делаешь добрых дел, то, верно, грешишь. Если грешишь и добрые дела делаешь, значит, ничего доброго и святого не делаешь. Если ты не пьянствуешь, но осуждаешь пьяниц, то ты грешишь. Если не блудствуешь, а укоряешь других в этом грехе, то грешишь. Если не гордишься, а осуждаешь гордых, то грешишь. Если смеешься, а не плачешь о грехах, то грешишь. Если других укоряешь в том, что они не молятся Богу, а сам не плачешь на молитве, то грешишь. Если других укоряешь за празднословие, а сам не предаешься молчанию, то грешишь. Если презираешь других, а сам не приобрел страха Божия памятью о смерти и об аде, то грешишь. А если грешишь, то не получишь спасения. Спроси совесть: не укоряет ли она тебя в чем-нибудь? Имеешь ли ты мир в сердце о Дусе Святе? Спроси себя: «если меня Господь в сию минуту позовет на суд Божий, то готов ли я»? Каждый час спрашивай себя: «в чем я добром успел»? В молитве ли, в посте ли, в милостыни ли, в смирении ли, в умилении ли? Ищешь ли ты спасения на земле или богатства, удовольствий? Если последних ищешь, то ты на краю погибели. Если ты не будешь считать себя хуже всех людей, а добродетели свои хуже грехов человеческих, то ты не спасешься. Все ли то исполняешь, что написано в Евангелии? Если не все, то не спасешься. Горе тебе, если ты осудишь брата своего в каком бы то ни было грехе. Старайся покрывать любовью все грехи твоего ближнего, все самые тяжкие грехи. Если ты не грешишь и уверен в своем спасении, то за других молись, чтобы и они спаслись, если истинно любишь ближних. Два брата пошли в город продавать свое рукоделье и зашли в гостиницу. Оставшийся в гостинице впал в прелюбодеяние по действу диавола. Другой по возвращении сказал: «пойдем в монастырь, рукоделие наше продано». «Нет брат, я уже не пойду, я впал в тяжкий грех». «Ну брат, признаюсь и я, что и я согрешил тем же грехом» хотя в действительности последний и не согрешил, «пойдем станем вместе каяться и оплакивать грехи наши. Бог может даровать нам прощение ради покаяния нашего и избавит от мук в огне вечном, казней во аде, где нет места покаянию, где огнь неугасающий и жестокие пытки находятся в непрестанном действии». Возвратились они, пали к стопам св. отца со слезами и исповедали свое падение. И не согрешивший и согрешивший равное несли покаяние. И Господь открыл тайну св. отцам, что ради любви не согрешившего брата Господь прощает грех согрешившему. Вот как милосерд Господь! Он прощает грех ради покаяния не согрешившего. А мы: кто между нами есть такой, который, очистивши себя от грехов, приносил бы покаяние за ближнего своего? О, Боже! Как мы грешны, слепы, и горды, и несчастны. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle