Источник

203. Поучение

«Из слов: не судите, да не судимы будете». (Мф. 7:1)

Христиане! Слово Божие требует от нас, чтобы мы не судили других, иначе сами можем быть осуждены не человеком, но Богом, не временно, но вечно. Один Бог имеет право и власть осуждать человека. Поэтому осуждение ближнего брата нашего есть величайший грех. Так ли думает мир? Такого ли взгляда держатся те люди, которые решаются осуждать друг друга? Верно, они ничего не думают и не разумеют важности сего тяжкого греха. Один старец выгнал брата из монастыря за то, что сей впал в тяжкий грех прелюбодеяния. И что ж случилось? Сим старцем овладела та же самая страсть. Старец пришел в ужас, стал плакать, Бог сказал ему: «это на тебя напущено за то, что ты осудил брата твоего». Вот как тяжел грех осуждения ближнего. Спросите: от чего такие тяжкие грехи обременяют мирских людей? От чего многие воры, прелюбодеи, пьяницы и беззаконники всякого рода? От того, что они сами, согрешая, осуждают друг друга. Это показывает оскудение между нами всяких добродетелей. Какое тебе дело до грехов ближнего? Разве осуждением его можно исправить? Ты старайся всячески прикрывать грех своего брата, утешить, успокоить, умиротворить, обнадежить покаянием, уврачевать его любовью. Довольно для несчастья брата твоего того самого бича греха, который бичует его. Что может быть мучительнее для совести человека, самого мучителя греха? Бог так устроил человека, что человеку сделался мучителем тот самый грех, который он соделает, чтобы тот член болел, который согрешит. Чего еще больше? Какого еще большего нужно наказания? Как он сам себя наказывает? Не есть ли падший твой брат пьяница, прелюбодей, вор, сребролюбец, гордец, завистник, клеветник и всякий грешник тот же произвольный мученик? А ты еще хочешь довести его до отчаяния, увеличивая тяжесть греха его укоризной, осуждением или обличением, или поношением, или угрозой, правосудием Божиим и карой Божией. Бойся ты особенно того, что бы ты сам за осуждение брата не упал в тот же грех. Бойся этого, ибо он сегодня согрешил, а ты завтра можешь согрешить, а он завтра же восстанет, будет прощен милосердием Божиим, а тебе, быть может, и не простится. Ибо если грешник раскается, перестанет грешить, тотчас Господь простит его. Не год времени нужен для его покаяния, не три дня, не три часа, но в один час, в одну минуту Господь, если захочет, может его простить. Некто вошел в церковь черным, безобразным, грешным и только услышал слова пророка Исаии: «омыйтеся и чисты будете», и вышел из церкви чистым, светлым и святым, как видел это прозорливец пр. Павел Препростый. Спрашивается: как же ты после этого терзаешь за грехи брата? Ты говоришь, что он давно уже грешен: едва ли давнее тебя, ибо тебя во грехах родила матерь твоя. Грех осуждения почти не простителен, ибо всякий грех есть грех против закона, а грех осуждения есть грех против Бога. В десяти заповедях нет заповеди о неосуждении, а только в Евангелии эту заповедь возвестил Христос. Итак, ни слова не говори о грехах брата своего. Один Бог – судия всяких дел наших, а ты приучи себя к христианскому смирению: себя одного осуждай, себя одного считай хуже всех, себя одного презирай, чтоб избегнуть тебе самому Суда Божия. Богу одному, говорю, принадлежит суд над всякой тварью, не отнимай же у Бога этого права. Один диавол может решиться на это. Господи! Не осуди нас по делам нашим. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle