197. О состоянии душ грешников – во аде
Каждый человек чего-нибудь боится на земле: один боится воды, чтоб нечаянно не утонуть, другой боится нечаянного удара убийцы, под которым не успеешь и покаяться. Тот боится огня, а сей – угару, чаду или дыму; сей боится сильного яду, а тот – какой-либо опасной болезни.
Братия! Я и того, и другого, и третьего боюсь, а особенно боюсь огня, ибо только праведника не жжет ни временный, ни вечный огонь, а грешника временный и вечный огонь жжет. Думаю, что вы уже все слышали про город Моршанск, который в числе семисот домов весь дотла сгорел. Сгорели: театр, ратуша, все присутственные места, гостиницы, клубы, все ресторации и питейные дома, все каменные постройки и железные крыши – все, все сгорело. Одни Божии дома, святые церкви остались неприкосновенные для огня. Должно быть, в этом городе много грешников: по крайней мере, не менее, чем в нашем граде. А где много грешников, там жить страшно, ибо такому городу угрожает не только временный огонь, но и вечный. В одной деревне жил юродивый Яков Лоншаков209, который от земли однажды был восхищен ангелом. Ангел водил его по преисподним ада. Юродивый видел там все мучения грешников, видел червь неусыпающий, слышал вопли грешников, видел огонь неугасающий. Ангел носил душу его по адским пространствам быстрее ветра, скорее молнии. Однажды пламень адский хлынул на него, но ангел, как трех отроков в пещи, прикрыл его своей одеждой. Но какое зрелище пред ним представилось? что он видел в самой пропасти ада? Он видел мучения грешников, там же он увидел мучения душ своих родных братьев и сестер, соседей и знакомых, только двух или трех из них не увидел. «Да это души твоих родных, – сказал ангел: это воры, прелюбодеи, пьяницы и другие грешники, которые в жизни настоящей находятся в каком-либо смертном грехе, души их уже горят во аде, и если не покаются совершенно, то по смерти и воскресении тела их воскреснут и соединятся с душами: они на веки веков будут заключены и преданы мукам в эту преисподнюю». Долго еще ангел носил его по пустыням преисподней. В одном месте ему поднесли какой-то горчайший напиток для утоления жажды, но этот напиток произвел такую страшную горечь в устах, такую жогу во чреве, что из него полился огонь из очей, из ушей, из уст, ноздрей и со всех волос на голове. Наконец ангел возвратил его душу в его тело. Родные думали, что он умер, хотя такой продолжительный сон был с ним и прежде, но теперь показался он совершенно мертвым. Но он ожил и уже ничего ни с кем не говорил, а день и ночь только плакал до самой смерти уговаривал всех тех покаяться, которых души видел он во аде. Вот почему и я, грешный, боюсь огня не временного, а вечного. Подумайте, христиане, если души этих пьяниц, этих блудников, этих воров, которые живут между нами и которые не хотят покаяться, перестать грешить, давно горят во аде, если они только телом живут на земле, если пламень грехов, страстей и похотей давно из ада направлен на наш город и гнев Божий висит над нашими головами, то что нам остается делать? Остается только плакать и плакать в ожидании гнева Божия. Аминь.
* * *
Яков Лоншаков, о котором легенда имеется на Афоне – достоверная, – он был заводской крестьянин в Сибири, – эту легенду читал митрополит Киевский – Филарет; это событие времен св. Иннокентия епископа Иркутского.