155. На Рождество Христово
«В Нем (во Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно». (Кол. 2:9)
Встречаются во св. Евангелии и в словах святых апостолов такие мысли, такие изречения и такие слова, пред тайной которых в ужасе останавливаешься, не понимаешь их и недоумеваешь, но вместе с тем догадываешься, что в этих словах есть что-то великое, весьма радостное для человека, и хочется сколько-нибудь понять эти слова. Таковы и те слова, которые я прочитал вам из послания св. ап. Павла к Колоссянам: «в Нем (в Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно». Слышите ли, братия? Тот Бог, Который сотворил небо, солнце, луну и звезды, Который сотворил землю и все, что наполняет ее: всех зверей, птиц, рыб, деревья, этот Беспредельный, Всемогущий и Превеличайший Бог всей Своей полнотой, всем Своим Божеством живет во Христе телесно. Кто из нас, какой разум поймет, уразумеет это? Но как ни велико, как ни неудобовразумительно это, однако думать нам об этом не только не грешно, но и должно, ибо Бог для нас пришел на землю, родился на земле и стал Христом, Богом во плоти, и «Слово плоть бысть»173, как сказал св. евангелист Иоанн. В этой великой тайне для нас одно дорого и важно, и вместе очень не понятно – это то, что Бог стал человеком, сделался плотью или соединился с плотью не слитно, но и не раздельно. Вся полнота Божества, весь Бог телесно обитает, живет во Христе, Который родился в Вифлееме от Пречистой Девы Марии, бежал от меча Иродова, жил в Назарете и воспитался на руках Пречистой Девы Марии и праведного старца Иосифа. Потом Он крестился во Иордане, Божественной силой творил многоразличные чудеса, наконец, гонимый и злословимый от Иудеев, умер на кресте позорной смертью. Все это, говорю, велико и неудобовразумительно для нас. Но вот что для нас особенно велико и страшно: этого Бога, великого и страшного, обитавшего во Христе всей полнотой Божества, мы принимаем и вкушаем в Таинстве Причащения. Об этом, христиане, внимательно и чаще вспоминайте. В наше тело, в котором так бушуют страсти, которое мы всячески оскверняем пьянством и развратом и другими грехами, входит Сам Бог. Вся полнота Божества изгоняет оттуда бесов, при крещении, наполняет дарами Духа Святого, в миропомазании очищает, омывает, освящает, просвещает и живет в нем, как в Своем доме, в Своем храме, и распоряжается человеком, как Бог, между тем как мы забываем об этом и отдаем свою волю диаволу. Если же ты не хочешь принимать в себя Бога, то Он стучит в двери сердца нашего и как бы просится, чтобы мы приняли Его в себя. Почему же Господь желает жить в нас? Это не удивительно: в нашем теле, в нашей душе есть образ Божий, ибо мы сотворены по образу и по подобию Божию. Но затем же и диавол старается войти в нашу душу: там нет его образа? Он своим коварством насильно хочет помрачить Божий образ и поставить там свой образ. Он наполняет нашу душу различными страстями и пороками: пьянством, гневом, завистью, распутством и многими другими. С такими образами, очевидно, человек не поднимется на небо, куда Бог Собой хочет поднять его, а скорее попадет во власть диавола, в ад.
Господи, вразуми нас и спаси нас своей силой. Аминь.
* * *