Источник

73. В неделю по Рождестве Христове

Святое предание говорит, что когда пришло св. семейство – праведный Иосиф, Божия Матерь с Богомладенцем Иисусом в Египет, то все идолы попадали в Египте; когда же пришли они в город Фивейский Гермополис, то одно величественное дерево – большее всех дерев – нагнулось до земли. Говорят, что в этом дереве был бес, который в дереве был почитаем идолопоклонниками, но при приближении святого семейства он убежал. Где появится свет, оттуда удаляется тьма.

Чему поучает нас такое дивное событие? Тому, что знамение пребывания Господа, где бы то ни было, есть покорность всего, прогнание всех мраков страстей человеческих. Остановись при этом многознаменательном событии, христианин, – углубись в самого себя и сам себя спрашивай. Ты принимаешь в храм души своей Спасителя в таинстве причащения, но поразмысли: есть ли в душе твоей глубокое смирение, которое служило бы единственным знамением пребывания Бога в душе твоей? Смиряешься ли ты перед Богом и всеми людьми? Или гордость и самолюбие царствуют в душе твоей? В таком разе нет Бога в душе твоей, а живет в тебе идол самолюбия и гордости. Быть может, у тебя есть желание, дабы тебя все почитали, воздавали тебе честь; быть может, ты видишь в себе нечто хорошее в твоих дарованиях, в твоей красоте, в твоем богатстве? Ах! Ты ни более ни менее, как оное высокое дерево, стоявшее в Гермополисе, пустое дерево, в котором находится бес самолюбия; но неужели ты будешь безрассуднее самого дерева, которое преклонилось перед Творцом своим? Неужели не преклонишь гордой выи своей, не укротишь своего надменного духа перед Тем, перед которым преклоняется все – и небесное, и земное, и преисподнее? В Египте пали все идолы перед лицем Сына Божия; все мраки бесовские удалились перед светом; загляни в свою душу, христианин – ты, который принимаешь Христа в храмину души своей, – не царствует ли там мамона – бог сребролюбия и любостяжания – нет ли там бога чрева, идола сластолюбия, зависти, осуждения, пьянства и других идолов или страстей? Подумай с Апостолом: кое общение света ко тьме, Христа с Велиаром? Да, где свет, там не должна быть тьма; где Бог, там не должны быть демоны: где истинные добродетели, там не должны быть страсти. Одно из двух: или живи с Богом, старайся исполнять все Христовы добродетели: будь благочестив, милосерд, кроток и любвеобилен; или, если будешь в ослеплении питать в себе гнусные страсти и любить мир и плоть, то ты будешь врагом Божиим, будешь вдали от Бога, будешь всегда пребывать во мраке невежества и ослеплении, – а сие последнее твое состояние опасно. И неужели ты не можешь сам усмотреть: кто ты и что ты? Истинный ли ты христианин или лицемер, только имя христианина носящий, а добрых дел христианских в тебе нет? Держись Христа, следуй свету, изучай святое Евангелие, подражай жизни Иисуса Христа и спасешься. Жизнь скоро пробежит, удовольствия забудешь, а придется неизбежно явиться на Суд Божий.

Христе, Сыне Божий, просвети нас светом Боговедения, да уразумеем Тебя единого истинного Бога! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle