Источник

63. На день Рождества Христова

«Слава в вышних Богу и на земли мир». (Лк.2:14)

Что лучше: мир или война, покой или смятение? Мир? Но сколь часто после бури бывает тишина? Война? Но не для того ли и она бывает, чтобы добыть прочный мир? Но Ангелы предвозвещают мир особенный, который Господь принес с неба. Какой это мир? Грех причиной всех войн, всех раздоров, всех несчастий на земле: не мог воцариться на земле мир от того, что Бог гневался на мир и людей. Теперь с неба пришел Примиритель между Богом и человеками, пришел уничтожить грех – причину раздоров и возвратить людям любовь, радость и мир. И воцарился бы этот мир, превосходящий всяк ум, если бы люди не держались греха – нарушителя всякого мира. Спросите: отчего на небе – в этом мире Божием – хотя идет непрерывная война между Ангелами и полчищами бесов; однако при всем этом соблюдается глубокий и нерушимый мир: и оттого, что на небе нет грехов, и оттого особенно, что там свято соблюдается воля Божия. Вот мы, христиане, хотя устами ежедневно молимся: да будет воля Твоя яко на небеси так и на земли, – на самом же деле нашей жизнью и делами мы постоянно нарушаем волю Божию, питаем вражду против Бога, ругаемся Его святому закону и, по-видимому, постоянно ведем вражду против Бога. Напрасно мы молимся о мире всего мира, если ни сами с собой, ни с ближними нашими, ни с самим Богом нет у нас мира. Вы радуетесь тому, что у нас в настоящее время как будто есть мир: нет ни войны, ни болезней. О! Этот мир опаснее войны, – ибо Бог кого любит, того и наказывает: а нас не наказывает потому, что не любит; наказав нас немного гладом, и видя, что мы не только не исправляемся, но еще множайшим предаемся грехам, он приготовляет для нас гораздо тягчайшее наказание. Так Апостол сказал: «егда рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство»38, то есть внезапно накроет тягчайшее наказание: всегубительство. Упорствуешь во грехе – ожидай же пагубы и тяжкого наказания Божия. Только в сердце праведника царствует ненарушимый мир. Очистивши все грехи покаянием, он мирен с самим собой, с ближними и с Богом. Христианин! Хочешь ты достойно славословить Господа наравне с Ангелами, хочешь вполне насладиться пренебесными дарами, принесенными Богомладенцем Иисусом; желаешь ли в сердце своем увидеть свет истинный и восчувствовать глубокий мир, и оставаться бесстрашным и посреди брани немиролюбивых; хочешь ли быть покойным даже тогда, когда восстал бы на тебя весь мир, земля потряслась бы и небо помрачилось над твоей головой: «не приобщайся к делам тьмы, – говорит Апостол, – бегай греха, бегай запаления огненного, бегай плотских и греховных удовольствий»; не держись греха, иначе не только на земле, но и на небе – в раю не будешь иметь покоя душевного, – откажись от своей воли и держись крепко воли Божией, презирай плоть, мир и все диавольское.

Слава в вышних Богу и на земли мир! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle