31. Усердие беса в искушении человеков
Христиане! Не удивляйтесь, что диавол усердно прислуживает во всяком грешном деле; он – начало зла, начальник любит зло и старается распространить его между людьми. Бог требует от нас молитвы и приношения: Он любит тех, которые искренно обращаются к Творцу своему и удовлетворяет не сразу нашу просьбу, дабы мы ценили Его благодатные дары; а диавол только задумай что-либо худое и грешное, сам поспешит на помощь человеку в худом деле: и шепчет на ухо, и сводит согрешающих, и дает совет на грех, и сам услужит, сам поможет. Вот почему худое и грешное дело – только задуманное – тотчас легко приводится в исполнение. Диавол не даст хорошенько подумать и обдумать человеку его мысль, желание; напротив, старается возбудить, возжечь страсть, чтобы человек немедленно исполнил греховное дело. Диавол, подвигая человека на беззаконное дело старается предварительно отуманить, одурить его пьянством, или чем-нибудь другим. Он и место тебе покажет, где согрешить, и время назначит, когда согрешить, и имя припомнит, и на лицо то укажет, с которым ты хочешь согрешить.
Напиться захочешь, – он тебе укажет где денег добыть, кого пригласить, с кем встретиться, куда зайти, укажет и питейный дом, и близкий погреб, и припомнит, где лучший напиток, где дают в долг, где ласково обращаются, где можно найти подходящее общество. Обобрать кого задумаешь, – он укажет на тех, у которых можешь поживиться; захочешь ли поссорится, – он сведет людей для спора и драки, заставит сказать что-либо оскорбительное. А от доброго дела отвести и отклонить человека, – это ему нипочем: и из церкви потянуть, и руку удержит при подаянии милостыни, и сердце скрепит и удержит, когда ты желаешь что доброе сделать, и мысль направит в другую сторону, и препятствия большие представит на доброе дело, и затуманит память твою и все сделает, чтоб только удержать тебя от доброго дела. Отчего так, что диавол такую силу имеет над нами? Оттого, что мы сами ему поддаемся, сами ищем худого дела, сами желаем и приобретаем навыки ко греху. Главное, что мы уже сами знакомы с худыми делами прежде их совершения; а с хорошими совсем не знакомы. Хорошие дела мы знаем по разуму или по слуху, а худые на деле знаем. Оттого диаволу легко нас настроить к тому или другому грешному делу. Правда, что ангел-хранитель великий помощник нам в хорошем и благом деле, кроме самого Бога, да и благодать Божия готова нам во всем споспешествовать; но ангела Божия мы никогда почти не призываем на помощь, не именуем его даже в разговорах, тогда как слова: бес, черт, диавол – и не сходят с наших уст. А благодать Божия? Да мы ее вовсе не знаем, и вовсе в доброе дело не употребляем. Спрошу вас: кто из вас говорит в молитве: «Господи ниспошли нам благодать св. Духа, да укрепит она Нас в добром намерении, да поможет совершить благое дело». Никто!
Господи! Сохрани нас от ужасных искушений, избави нас от лукавого. Аминь.