Источник

29. Человек – малый и великий мир

Ничто так не удивительно, ничто так не поражает нас, как то, что человек не умеет и не хочет ценить себя или высоко ценить то, что мало и ничтожно в нем: или то, что велико и драгоценно в нем – того не ценит; тело и страсти тела он ценит до обожания, а душу – разум, сердце и волю ни во что ставит. Говорят и древние, и новые мудрецы, что человек есть малый мир; но этого мало: он существо богоподобное. Постараюсь в сем поучении досказать, разъяснить вам значение человека. Человек есть малый мир: в его теле все камни, все металлы, все стихии и все физические или естественные силы найдете. Читайте книги физические и врачебные, лечебные, лекарские, и вы все это в теле человека найдете. Никто так хорошо и основательно не знает человека, как врачи и лекари: они изучили малейшие его части. И в каждой части тела, и в каждой капле крови через увеличительное стекло они усматривают все то, что находится в мире видимом, нас окружающем. Если в человеческом теле есть все то, из чего состоит видимая природа, то в душе человека отражается небо. Как на небе есть солнце, луна, звезды, так в душе человека есть разум, память и мысли. В сердце земли, говорят, есть море огня, в человеке есть сердце, полное многих пламенеющих страстей. В мире видимом есть законы, положенные Богом; в человеке есть воля – закон для всех действий человека. Когда мы смотрим на мудрость человека, когда видим, что человек дивные вещи изобретает на земле – пароходы, телеграфы и ежегодно делает много открытий и изобретений; то все это изумляет нас. Но все, что человек выдумал и выдумает – это самое малейшее, самое ничтожное, капля в море, пылинка против всего того, что может человек сделать, когда он сам сделается настоящим, не испорченным человеком, каким был в раю, каким, может быть, и должен быть человек и на земле, и на небе, когда сделается святым. Более удивления представляют для нас не величайшие мудрецы мира, но святые угодники Божии. Мудрецы мира что ни делают, все делают по законам природы видимой; чем глубже они изучают видимый мир, тем более они делают открытий, тем более является изобретений; угодники же Божии при помощи благодати Божией делают то, что выше природы видимой. Один останавливает солнце – Иисус Навин; другой наводит казни на Египтян, разделяет воды моря, низводит воду из камня – это пророк Моисей; пророк Илия останавливает дождь на три года и шесть месяцев, тот воскрешает мертвых, другой бурю укрощает, третий гору с места передвигает, а тот сено и змею в золото превращает. Сии и подобные сим чудные дела поразительны и удивительны; сии-то дела совершает человек, облагодетельствованный Богом за подвиги. Такой человек делает нечто подобное Творцу, потому что он сотворен по образу и по подобию Божию. Не даром и пророк сказал: «вы бози есте и сынове Вышняго», не даром, значит, и не ложно мы величаем святого человека, совершающего чудеса, делающего то, что принадлежит одному Богу. Но хотя святой человек совершает то, что может делать один только Бог, но он совершает чудеса не сам собой, а через Бога и Его благодать. Человек есть творение, хотя самое лучшее творение в мире. Один только Бог может творить самостоятельно, но иногда творчество свое, чудеса проявляет и через святых людей, как опыт показывает и как говорит пророк: «святым, иже суть на земли – удиви Господь вся хотения своя в них», то есть всех святых, которые были и будут когда-либо на земле, Господь исполняет все их хотения, все их желания. Не сам ли Христос Господь обожил в лице своем душу и тело человека?

А мы, христиане, живем на свете и не думаем о том, сколь были бы мы сильны и могущи, если б были святыми? Каждому из нас Господь дал благодать свою и все средства быть святыми: дал Евангелие, чтобы освящался наш разум. Читай и понимай Евангелие, и исполняй все написанное в нем, и ты будешь свят; люби Бога более всего, а ближнего, как себя любишь, – ты свят будешь; ходи в церковь, почитай праздники Божии, святые посты, непрестанно молись Богу, будь смирен, терпелив, молчалив, исполняй все заповеди, – ты будешь свят; не пьянствуй, будь воздержен в пище и питии, не бери чужого, не гневайся, не гордись, не осуждай и не завидуй, – ты будешь свят; менее всего заботься о роскоши, о пище и о житейских выгодах, а живи, как жили святые люди, – ты будешь свят; чаще исповедуйся и приобщайся и питайся святынями, – ты будешь свят; не лги, не божись, не говори пустых, праздных и обидных слов, никого не огорчай и ничем не огорчайся, – ты будешь свят. Смотри на небо, а не смотри на землю, о Боге непрестанно думай, о рае, о тех великих дарованиях, которые Бог даровал святым, а сам всячески старайся быть святым, и ты непременно будешь святым, воскреснешь из мертвых и будешь вечно с Богом жить в раю; держись Бога и Христа Его на земле, Царицы небесной и святых, – и ты во святые попадешь.

Господи! Помози нам. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle