Источник

28. О беспечно живущих на земле

Крайняя слепота покрывает душевные очи того, кто в жизни старается быть благополучным. Что такое благополучие? И в чем ты полагаешь благополучие? В том, когда ты богат, когда все члены семейства, жена и дети живы, здоровы и веселы, – когда никто из них ни в чем не имеет нужды. Чтобы увеличить дни своего благополучия, люди богатые заводят пиршества и веселые вечера, посещают домы увеселения, сады и другие увеселительные места; иные для своего удовольствия покупают дачи, совершают отдаленные поездки, отправляются за границу. И что ж? На их же благополучном пути возрастают терния и репейник. Смотришь: одно в доме заболело, другое умерло, третье предалось разврату; смотришь – там, где орошали себя пахучими ароматами, там льются горькие слезы; где блистало на всем золото, – там все покрылось мраком, где слышен был шум пирующих, там раздаются вопли и стенания, смерть со всеми ужасами воцарилась. Где же благополучие и благополучные? Кончилось все, начался ряд скорбей и несчастий. Отчего люди эти не предвидели своего несчастья? Оттого, что не знали из Божьего писания, что на всем в мире лежит проклятие Божие, что всякое благополучие растворено грехами, что на всем дорогом и блестящем видна печать тления и суеты, что широкий путь жизни ведет в пагубу, что мы на земле временные странники и пришельцы, что если хотим наследовать жизнь вечную, то должны путем смирения, любви, кротости, долготерпения, отречением от своей воли и от всего приятного, путем креста идти через Голгофу: что мы должны неуклонно следовать по заповедям Евангелия, прибегать ко храму Божию, умерщвлять страсти, жить жизнью истинно христианской и ежедневно приготовляться к смерти, к переходу в жизнь будущую. Не лучше ли мне быть врагом всех удовольствий, нежели врагом Божьим? Не лучше ли наживать богатство руками нищих на небе, нежели на земле? Не лучше ли обеспечить себя верой, надеждой и многоразличными добродетелями, чтоб обеспечить свое будущее блаженство? Не лучше ли носить в душе залог воскресения и бессмертия через учение Евангелия и через таинства, нежели со дня на день тлеть в прелестных похотях? Уверены ли вы в том, что вы и за гробом будете столь же благополучны, как на земле, что вы и там увидите друг друга, и жену, и детей ваших, – или грехи разлучат вас между вами и Богом, между вами и вашими детьми, как пастырь разлучает овец от козлищ? Богач! Почему ты не думаешь о смерти и о вечности? Зачем тебе тленное считать прочным, кратковременное – вечным? Что доброго нашел ты в том, что пировал вчера, или третьего дня, или за неделю перед сим? Роскошные столы, приятные вина, веселые друзья – где все это денется, когда болезнь сведет тебя на одр, смерть накроет тебя мрачным покрывалом, час вечности пробьет над твоей головой, грозное правосудие позовет тебя к справедливому ответу? Где тогда будут твои дома, семейство, друзья, пиршества, увеселения, когда ангелы-истязатели станут живописать перед очами твоими грехолюбную твою жизнь и все грехи твои во всем грозном величии явятся перед тобой в твою укоризну, в твое обличение и осуждение? Ты думал, что все забудется, что ты там не будешь жить, – нет! Будешь жить, и наследуешь или благословение, или вечное проклятие от Того, кто тебя сотворил.

Боже! Вразуми несчастных слепцов, погибающих на земле в грехах своих. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle