Источник

122. На воздвижение честного и животворящего креста Господня

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»(Гал.6:14).

Итак, св. Апостол Павел одним крестом Христовым хвалится, не тем, который носил на шее; но тем крестом, который носил на теле своем и в сердце. На теле носил, как сам сказал: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем57; ибо от Иудеев пять раз дано было мне по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали», и вытащили за город, почитая его умершим; но он встал и вошел в город58. Вот какие язвы он носил на теле! Вот какой крест. А в сердце он постоянную носил скорбь и болезнь о том, что единоверцы его, евреи не приняли Христа, – эти муки свои он сравнивал только с великой болью рождающей жены; он желал, чтоб Христос лучше его самого отверг от себя, только бы евреи уверовали во Христа, только вступили бы в царство благодати.

Вот какой крест св. Апостол Павел носил в сердце своем! А что может быть болезненнее, как пламенеть, мучиться, терзаться сердцем?

Теперь тебя спрошу, христианин: носишь ли ты на теле своем подобный Апостольскому крест? Носишь ли в сердце своем? Не говорю и не спрашиваю: носишь ли крест на шее, – знаю, что носишь, ибо на тебя возложили этот крест еще при крещении. Носишь ли на спине – на теле своем от врагов твоих и гонителей. Не о тех побоях я спрашиваю, которые ты когда-либо получил в питейном доме, в пьяном виде; но те побои, которые ты получил бы напрасно и притом ради Христа, – за то, что ты старался пьяного сделать трезвым, развратного – целомудренным, нечестивого – благочестивым, гордого – смиренным, завистливого – любвеобильным; болел ли ты когда сердцем о том, что брат твой не ходит в церковь, не читает св. Евангелия, не говеет, не перестает грешить, не перестает воровать, бранить ближнего, осуждать, клеветать, – страдал ли ты душой, видя брата утопающего в грехе беззакония, пьянства, разврата, и живущего по примеру идолопоклонников? Терзалось ли твое сердце тогда, когда ты видел брата Христова в гладе, в хладе, в нищете и бедности? Плакал ли ты, когда видел его в ранах, в язвах, в горе, в несчастье гонимого, оклеветаемого, всячески озлобляемого? О, если ты так сострадал твоему ближнему и к брату Христову; то ты поистине крест носишь в сердце своем; что ты действительно распинал себя для мира. А если ты еще презрел мир и его удовольствия, если ты вместо роскошного стола вкушаешь хлеб да воду; если вместо мягкой постели камень подкладываешь в свое изголовье; если вместо разных напитков употребляешь одну воду; если вместо высоких палат живешь в убогой землянушке. Если холод и голод переносишь со смирением. Если отвергаешь всякую роскошь и прихоть; если вместо модных нарядов рубища покрывают твое тело; если ты в болезнях и ранах покоен и весел; если, как Иову, гноище есть твой одр, твоя постель, твое местопребывание, о! Тогда поистине мир для тебя распался, ибо ты его презрел, отверг, отдалил от себя. В сердце, говорю, носишь ты крест, а не на шее только, в сердце, когда оно у тебя постоянно болеет, терзается, мучится о спасении твоем и твоего ближнего. Тогда ты только истинный крестоносец; а если ты имея его только на шее, а не имеешь его в сердце, если с ним же вместе посещаешь питейный дом, ресторации, клуб, театр; с ним же напиваешься, с ним же утопаешь в блате грехов, с ним же похищаешь, обманываешь, гневаешься, злословишь, осуждаешь брата; какой ты крестоносец? Ты разбойник, висевший на кресте, но не покаявшийся, ты почти повторяешь его слова: «спаси себя и меня, вора, пьяницу, развратника, – спаси меня насильно, а сам я не хочу спастись, насильно спасай меня и себя». Подумай: не есть ли это поругание над крестом и Христом? Не значит ли это самого Христа делать участником, орудием своих беззаконий? О! Явится этот крест некогда на тебе, и увидит его всяко око, и те, которые в настоящей жизни вновь распинают Христа своими грехами – и тогда-то восплачутся все племена земные, и мы восплачемся; но слезы тогда будут бесплодны, бесполезны для нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle