Источник

116. На день усекновения честной главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна55

Что за жизнь человеческая? Говоришь правду – люди на тебя гневаются; говоришь неправду – Бог гневается. Почему же и не говорить правды: если она полезна, если она может исправить человека? Креститель Господень Иоанн говорил всегда правду и его слушали – и фарисеи, и саддукеи, и воины, и духовные, и мирские люди; но одни любили его за правду и исправлялись, а другие ненавидели и не исправлялись. Слушал Иоанна даже сам Ирод; но поскольку Иоанн в беседах с Иродом напомянул о его беззаконной жизни; то эта правда Ироду не понравилась, и он его сперва заключил в темницу, а потом по просьбе беззаконной Иродиады приказал снять с него голову – за такую правду. Не погубил бы его Ирод, если бы на этом не настаивала эта беспутная женщина. Он отнял жену у брата своего Филиппа и присвоил ее себе. Но если же этот грех нельзя было одобрить в те времена; то можно ли снисходительно смотреть и его одобрять во времена настоящие, во времена христианства, когда от нас еще строже требуется чистота и святость жизни? По ветхому закону были осуждаемы только дела грешные: а в настоящее время, по духу Евангелия, осуждаются даже мысли и желания грешные. Ирод был еврей из язычников, – да и то был строго судим во мнении людей; но как царь – он прикрывал себя от явного позора величием царским. Но чем ты себя оградишь, христианин, от такого бесславия? В наши времена только имен Ирода и Иродиады не услышите, а обычаи переманивать к себе чужую жену или жить гражданским браком – повсюду водятся между нами. Без сомнения, тот, кто ведет такую жизнь есть явный враг Божий и враг святости и чистоты христианской. Я ужасаюсь, когда ты в беззаконии и разврате живя, говоришь, что ты всегда говеешь и приобщаешься святых таин. Как ты дерзаешь кровь блудницы смешивать с кровью Сына Божия, – это ужасно! По Соборным постановлениям ты не должен даже в церковь входить, не разлучившись с развратницей; от тебя нельзя принимать в церковь никаких приношений – ни деньгами, ни вещами, ни на проскомидию, ни на молебен. Ты явный враг Божий и враг церкви; над главой твоей висит гнев Божий, ибо ты слышишь и знаешь, что прелюбодей и прелюбодейцы царствия Божия не наследуют, если не покаются или не перестанут грешить, если не оплачут грехов своих. Ты явно ругаешься над кровью Сына Божия. В первые веки христианства блудница известна была всем христианам и не принималась в церковь и в собрание христиан пока перед всей церковью в продолжении многих лет не очистит свой грех слезами покаяния; а ныне открыто, без зазрения совести грешат. Такое распутство только было в Содоме и Гоморре между идолопоклонниками, которых пожрала геенна и попалил огонь, спадший с неба. Что, если бы Господь для открытия во всей наготе развратников своим всемогуществом – полночь превратил в полдень, снял бы все крыши над развратными домами и открыл бы все жилища беззаконников и развратников?!! А будет это когда-нибудь, когда не только дела, но и советы сердечные откроет Господь перед всей вселенной; перед всеми народами. Где ты тогда скроешься, несчастный блудник? Ты все мне одно говоришь, что ты покаешься; а что, если ты умрешь нечаянно, как умирают подобные тебе? Да ведь смерть в руках Божиих, а не в твоих. Когда и чем ты, какими подвигами, молитвами и милостынями вознаградишь свой тяжкий грех? Кто много лет грешит, того минутное покаяние не принимается. Сколько лет грешил, столько же лет или еще более нужно тебе молиться, плакать, проливать слезы. А ты думаешь одним вздохом покончить свое покаяние. Нет! Не могу я хвалить грехи и беззакония; не могу пьяницу называть трезвым, вора – безгрешным, развратного – целомудренным, гордого – смиренным, злого – добрым; не могу черное называть белым, горькое сладким, – иначе эта окровавленная глава Крестителя Господня Иоанна станет обличать и меня, и вас, как обличала Ирода и Иродиаду.

Нет! Заблаговременно, христианин, кайся, молись, плачь сам, и других проси за тебя молиться, – Бог один тебе может простить твой тяжкий грех.

Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне – моли Бога о нас грешных. Аминь.

* * *

55

Настоящие поучения, не вошедшие в прежние издания, добавлены


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle