1. О силе благодати и греха
«Если преступлением одного подверглись смерти многие; то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих». (Рим.5:15).
Дивны дела Твои, Боже мой! Казалось бы, лучше было бы сразу умертвить согрешивших Адама и Еву, и из земли создать нового человека и новую жену, нежели допустить размножаться людям, их болезням и их грехам, и дать волю смерти истреблять их иногда сотнями и тысячами? Так обыкновенно думают люди. Нет! Богу угодно было допустить и умножение людей, и умножение болезней, и свирепство диавола. В первые времена было далеко меньше болезней, а теперь столько, что трудно и почти невозможно исчислить все роды болезней. Умирает же, как дознано, естественной смертью каждую минуту по одной душе, – значит в один час умирает 60 душ, в сутки 1440; а сколько погибающих от войны, от смертоносных болезней – по сотни и по тысячи душ в одном городе, а в других городах? Ужасное дело, сколько умноженный грех умножает болезней и смертности! Так Богу Отцу благоугодно было допустить и болезни, и смертность, а потом – от того и другого освободить через искупление Господа нашего Иисуса Христа и через насаждение, так сказать, воцарение благодати Духа Божия на месте царства греховного. До пришествия сына Божия царствовал грех; с пришествием Его воцарилась благодать Божия на месте царства греховного. Теперь спросите: что может быть сильнее: яд ли греха или сила благодати? По человеческому разуму – надобно бы ужасаться от страшной силы и ядовитости греха, ибо каждый грех почти делается наследственным, общественным, всенародным и до того заразительным, что от него истребляются многие царства, народы и целые страны; а между тем по самому существу дела никак нельзя допустить, чтобы ядовитость греха была сильнее, разрушительнее творчества, животворности и силы благодати Божией! веруем, от души веруем что Бог сильнее диавола; ибо Бог есть творец, а диавол – тварь. Бог даровал благодать, а диавол – грех. Много вреда сделал и делает грех, но далеко более добра делает благодать, – она более целебна, нежели вреден грех. Благодать в руках Божиих, а грех в руках диавола. Жаль стало Сыну Божию погибающих грешников: не хощу смерти грешника, и пр. Знаем, что спасающихся мало, по словам Спасителя же, который сказал: Много званых, но мало избранных. Почему? По причине падения. Но то велико и важно, что из мертвецов Бог творит живых благодатью своей. Сам умертвил человека за грех, Сам и оживляет. Переменил значит Господь свое определение в раю сказанное: смертью умреши, – потому, что это определение было не вечно, а временно. Много умирает телом и душой, но много и спасающихся. Мало избранных: этому не должно удивляться, а надобно удивляться тому, сколь много спасается верой во Иисуса Христа. Погибает на веки не возрожденный через крещение язычник, идолопоклонник, магометанин и пр., погибает и возрожденный человек навсегда греху и страстям преданный. Кто не крестится, тот не спасается, а погибает; кто не омывает грехи слезами в купели покаяния, и этот погибает. На древе рода человеческого есть сухие ветви, которые должны быть отломлены – это язычники; есть гнилые члены, которые должны быть отрублены – магометане и евреи; есть кривые – иноверцы и еретики, которые могут быть спасены, если исправятся, – всемогущая благодать Божия знает, что делать: кого погубить и кого спасти; в дому Отца небесного обителей много для сынов, для наемников и для рабов: во всяком народе боящийся Бога приятен Ему2. Его мудрость, Его слава и Его держава знает – кого спасти, кого погубить.
Боже! Спаси нас грешных. Аминь.
* * *