Авраам
Путешествие Авраама в Египет, по случаю голода, наступившего в земле Ханаанской262
«Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроил так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для Египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и тлившееся в земле Халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины» 263. С тою же целью Господь попустил Фараону посягнуть на жену патриарха Сарру, – дабы наказание царя за это преступление возвестило народу Египетскому о всемогущем и премудром Промысле Бога Авраамова – Иеговы, «чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду, когда мщение (Божие) совершится не над простым лицом, но над самым царём» 264. – С другой стороны, «Сарра отведена в дом царёв (и для того), чтобы обнаружилась любовь её к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сарры в лице её видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сарра не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом Фараонов подвергнут казням для избавления Сарры, так, при избавлении чад её, будет поражён весь Египет» 265. Авраам предвидел ту опасность, которой подверглись в Египте он и жена его. Поэтому, вступая в эту страну, он предупреждал её, говоря: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя чрез тебя266, а ты бы избежала опасности потерять меня навсегда.» «Авраам сказал сие как человек» 267, как бы так говоря: «Что до тебя касается, то назовёшь ли себя сестрою, или женою, нельзя сомневаться в том, что тебя тотчас отнимут у меня из-за телесной красоты: а что до меня, то можно полагать, что я избегну опасности, если ты назовешь себя моею сестрою» 268. А сверх того, давая такой совет, Авраам желал «сохранить Египтян и чистыми от крови, и, по возможности уменьшить вину оскорбления» 269. – Но Бог не попустил Фараону совершить беззаконие. «Она (т.е. Сарра), хотя и была введена в дом Фараона, но пребыла женою праведника» 270. «Тяжкие удары», какими Бог поразил дом Фараона271, охладили пыл страстей восточного деспота. Вместе с Фараоном понесли наказание и все слуги его. «Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы поражённый им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного терпели они наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу» 272. – Узнавши, что Сарра не сестра, а жена Аврааму, Фараон отпустил её от себя, после чего патриарх вышел из Египта и двинулся по направлению к Палестине273.
Отделение Лота от Авраама и поселение его в Содоме. Избавление Лота из плена. Агарь. Закон об обрезании
Вскоре после выхода Авраама из Египта произошли распри между пастухами Лота и Авраама. Чтобы раз навсегда прекратить эти неудовольствия, Авраам предложил Лоту избрать себе пастбища отдельно от пастбищ, на которых паслись стада патриарха. Сознавая справедливость такого совета, Лот собрал все свои стада и поселился на долине Иорданской, в городе Содоме274. «Впрочем, в этом событии предустроялась и некоторая... тайна: чтобы, т.е. вследствие его, совершилось многое, – именно: чтобы и Лот узнал на деле, что он незаконно сделал выбор, и жители Содома познали добродетель Лота» 275. – «После того, как Лот отделился от Авраама, Бог явился Аврааму и сказал ему: «возстав, пройди землю в долготу и в широту, яко тебе дам ю» (Быт. XIII, 17). Сим, очевидно, прознаменуется крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне креста, за крест же изринула чад своих и отдана иным наследникам» 276.
Между тем, выбор Лота не был удачен: поселившись в Содоме, он испытал много неудобств и беспокойств. На равнине Иорданской, которую выбрал для своего жительства Лот, кроме Содома, были ещё четыре города: Гоморра, Адама, Севоим и Бела, впоследствии названный Сигором. Все они были под управлением особенных царей и все 12 лет находились в подчинении у Ходорлогомора, царя Еламскаго. В тринадцатом году они отложились. На следующий год Ходорлогомор, с тремя союзниками, пошёл войною против них. «Отсюда получили начало войны на земле» 277. – Во время этой войны Лот был взят в плен со всем своим имуществом, и освободился благодаря лишь только вооружённой помощи родственника своего Авраама278. – После этого Авраам сделался весьма известным и даже стал возбуждать к себе зависть и недоброжелательство со стороны туземцев. Но Бог успокоил его279, обещая защищать его и дав ему обетование о многочисленном потомстве, имеющем произойти от чресл его и заселить ту землю, по которой он кочевал со своими стадами. На вопрос патриарха, что может уверить его в этих обетованиях, Господь повелел ему на следующую же ночь рассечь пополам трилетних: телицу, козу и овна и положить одну часть против другой, присоединив к ним ещё горлицу и молодого голубя. Этот приготовительный обряд ко вступлению в завет, обычный у древних, вступавших между собою в союз (как частных лиц, так и целых племён)280, имел здесь ещё и своё особое значение. Господь «повелел заклать трёх четвероногих чистых (Быт., XV, 9), и каждое трёх лет, – в означение трёх родов, которые будут жить в преселении. Горлица же указывала на иной род, как бы отлетевший и удалившийся из Египта, впрочем поселившийся в пустыне, потому что птица сия пустыннолюбива. А голубь означает ещё иной род, который занял обетованную землю, потому что животное сие кротко и любит жить в домах. Посему-то птиц не разделил, как знаменующих освобождение от рабства, а четвероногих разделил, как означающих злострадание в Египте. Птицы, слетевшиеся на рассечённые жертвы, которых патриарх отгонял от них, назнаменовали убийственное намерение Египтян, которое Владыка Бог соделал неисполнимым, верно храня обетования, данные Аврааму.... Явление же дымящейся печи и свещей огненных, когда солнце было на западе, как означало, что жертвы приняты, так предзнаменовало явление Бога всяческих при конце предсказанного времени, потому что во огне явился Бог Моисею законодателю, а потом и целому народу» 281. «....В образе огненной пещи, низшедшей с неба, Бог давал ему (Аврааму) разуметь (также и то), что спасение послано будет с небес, когда не станет среди них (Евреев) праведников; юница трилетняя, коза трилетняя и овен трилетний изображали (сверх вышеуказаннаго и)..... то, что из среды их (т.е. Евреев) произойдут цари, священники и пророки; разделение на полы животных прознаменовало разделение потомков Авраамовых на колена, а то, что птицы не были разделены, означало их (колен) взаимное согласие» 282. – Получив такие обетования, патриарх был вполне спокоен относительно своей безопасности. Одного только не доставало ему, чтобы он был вполне уже счастлив: он не имел детей от жены своей Сарры. Это обстоятельство и побудило последнюю предложить Аврааму лоно рабы своей Агари, – чтобы потом усыновить рождённого и не умереть, таким образом, бездетными283. «Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, – чтобы не умереть бездетными» 284. Поэтому, «как скоро (Авраам) заметил, что зачала она (Агарь),.... более не входил к ней и.... не приближался к ней. Авраам по желанию только Сарры вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит её плодом собственного её чрева» 285. Правда, у Авраама была наложница и после того, как он перестал быть бездетным, но и это также не было внушением чувственной природы человека. «По смерти Сарры Авраам взял наложницу с тою целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога» 286.
Между тем Агарь, удостоившаяся разделить ложе с патриархом, зачала и родила сына Измаила. Когда последнему исполнилось 13 лет, Господь сообщил Аврааму закон об обрезании287, Авраам выполнил этот закон на себе, на Измаиле и на всех домочадцах своих мужеского пола288. «Он получил завет обрезания после оправдания верою, которое он имел ещё не обрезанный, чтобы в нём предзнаменовались оба завета и он был отцом всех, следующих Слову Божию и странствующих в сем веке, т.е. верующих как из обрезанных, так и необрезанных, как и Христос, «камень великий краеугольный» (Еф. II, 20), всё носит и собирает в единую веру Авраама годных в здание Божие из обоих заветов» 289. – По отношению к народу, имевшему произойти из чресл Авраама, знак обрезания должен был служить ограждением от смешения его с остальными народами. «Желая Себе усвоить потомков его (т.е. Авраама) и соделать их Своим собственным народом, Бог не хотел, чтобы, с течением времени размножившись, они смешались с теми народами, которых землю должны были наследовать; а так как впоследствии, по Его предречению290, они должны были ещё подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там не смешались они с Египтянами, знамением для семени праведника Бог назначает обрезание» 291. – В отношении же к Новому завету акт обрезания прознаменовал собою новозаветное таинство крещения. «Там (у Евреев) от обрезания только болезнь и труд и никакой другой пользы, кроме того, что по этому знаку (Евреи) распознавались и отделялись от прочих народов. А наше обрезание, – я разумею благодать крещения, – есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатью Св. Духа и не требует (для своего совершения) никакого определённого времени, как там....... (Через наше обрезание) отлагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений во всё время жизни содеянных» 292. – Наконец, количество обрезанных Авраамом слуг, по учению Ап. Варнавы, заключает в себе таинственное указание на имя Иисуса. «Авраам, который первый ввёл обрезание, говорит Ап. Варнава, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своём таинственный смысл трёх букв, Писание говорит: «обрезал Авраам из дома своего десять и восемь, и триста мужей»293. Какое же ведение было дано ему в этом? Узнайте сперва, – что такое десять и восемь, и потом, – что такое триста. Десять и восемь выражаются: десять буквою иота (Ι), восемь – буквою ита (η), – и вот начало имени: Ιησούς – Иисус. А так как крест в образе буквы тав (Τ) должен был указывать на благодать искупления, то и сказано: «и триста», (каковое количество обозначается именно буквою тав). Итак, в двух буквах открывается имя: Иисус, а в одной – третьей – крест. Знает это Тот, Кто положил в нас постоянный дар Своего учения. Никто не слышал от меня слова более совершенного; но я знаю, что вы достойны того» 294.
Гибель городов Содома и Гоморры
Поселение Лота в Содом, как было замечено выше, вполне согласовалось с целями Промысла Божия. «Господь всяческих, предвидя чрезмерное нечестие Содомлян, устроил так, что между ними поселился этот праведник, для того, чтобы он, как наилучший врач, мог обуздывать силу их злых болезней. – Но и тогда, когда праведник видел, что они уже заражены неисцельными болезнями и не хотят принимать никакого врачевания, – и тогда он не оставил их. Ибо таково свойство врача: хотя он и видит, что болезнь преодолевает его искусство, однако же, не перестаёт исполнять свой долг, – для того, чтобы показать превосходство своего искусства, если возможет, со временем, восстановить (от болезни) страждущего; если же нисколько не успеет, то, по крайней мере, – иметь тем больше для себя оправдания в том, что с своей стороны он ничего не оставил, что только мог сделать. Так было и здесь. Праведник, несмотря на то, что жил среди таких людей, пребыл праведным и показывал великое любомудрие; а они лишились всякого прощения потому, что не только не оставили зла, но более и более умножали его» 295. «Они выдумали неизвестное дотоле беззаконие, изобрели противоестественное непотребное смешение и были так наклонны ко злу, что все были исполнены ко злу, что все были исполнены всякого разврата и уже не показывали впредь никакой возможности исправления, то должны были подвергнуться совершенному истреблению. Страсти их, сделавшись неисцельными, уже не принимали никакого врачества» 296. События, связанные с приходом к Лоту трёх странников297, в которых Святые Отцы видят Сына Божия и двух ангелов298, послужили достаточным подтверждением этой «неисцельности» страстей Содомлян. Так, например, «Лот спешит ввести странников в дом свой, пока не собрались Содомляне и не соблазнились. Но странники медлят, давая Содомлянам время придти и подвергнуться испытанию» 299, и, при этом, наглядно показать, насколько они безнадёжны в отношении нравственного исправления. Результаты этого «испытания» переполнили собою чашу долготерпения Божия. Вследствие нечестия Содомлян «нужен был второй такой же потоп, какой прежде покрыл вселенную. Но как было обетование Божие, что такое наказание уже не будет снова наведено, то Бог и употребляет другой род казни – и Содомлян подвергая наказанию, и всем последующим родам подавая в том всегдашний урок. Они низвратили законы естества.... поэтому и Бог навёл на них необычайный род казни, за беззаконие их и самые недра земли поразив и оставив постоянный намятник для последующих поколений, дабы они не отваживались на подобные дела и той же казни не подвергались....... Чтобы и истребление плодов на этой земле служило всегдашним памятником для последующих поколений и чтобы бесплодие её всем напоминало о беззаконии обитавших здесь людей» 300. Таким образом, «как крепкий город, по разрушении стен, берётся победителем; так и они (Содомляне), лишившись молитв праведника (которого не хотели слушать), погибли все до одного» 301.
Оставив Содом, Лот удалился в Сигор302. «Жителей в Сигоре не стало.... Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущества. Жителей поглотил, чтобы умиротворить тем Правосудного, которого прогневали они делами своими; имение же их оставил для праведного Лота, чтобы утешился он, потеряв всё, бывшее в Содоме» 303. Во время этого бегства в Сигор «жена Лотова (вопреки приказанию странников) оглянулась.... и стала соляным столбом»304, который, по словам Св. Климента Римского, существовал и в его время305. – «И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его: ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином и преспим с ним, и восстановим от отца нашего племя......... И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего»306. – Прежде всего, «обрати внимание на цель (поступка дочерей Лотовых), и ты освободишь их от всякого осуждения. Они думали, что в мире всё совершенно погибло и уже не осталось никого из людей; притом же видели и старость отца. Итак, они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не остаться без имени (в роде), – ибо древние более всего заботились о том, чтобы через преемство поколений продолжить род свой, – чтобы и нам, говорят они, не подвергнуться совершенному уничтожению, так как отец наш склоняется уже к старости, а нам не с кем сочетаться для распространения своего рода и оставления после нас семени, – «гряди убо», говорит одна другой, чтобы этого не случилось, «упоим отца нашего вином и т.д...».... Видишь ли, как Божественное Писание оправдывает и праведника, и притом не однажды, а и в другой раз? Ибо, во-первых, тем, что дочери обманули его при помощи вина, оно показывает, что иначе они не могли бы убедить отца склониться на такой поступок; а затем случившееся, как я думаю, и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина, он вовсе и не знал случившегося. Таким образом, он не подвергся и осуждению. Ибо те грехи подвергают нас осуждению и наказанию, которые мы совершаем с сознанием и добровольно» 307. Впоследствии дочери Лота сами сознали преступность своего поступка и добровольным воздержанием от супружеской жизни старались искупить его. «Дочери Лотовы впоследствии не жили ни с Лотом, потому что он их отец, ни с другими, хотя и были для них женихи. Но поскольку поспешили они сделать, чего не надлежало, то воздерживались и от того, что было дозволено. И последующим воздержанием, вероятно, заглажена прежняя поспешность» 308. – Углубляясь в созерцание таинственного смысла этой истории, Св. Ириней Лионский видит в ней «прообраз будущего», – по отношению к тому времени, когда она случилась. «Лот, говорит он, действуя не по своей воле и не по своему плотскому похотению, и без всякого знания, понятия или мысли о таком действии, совершил его как прообраз будущего..... Весь... смысл события с Лотом состоял в том, что Сын Отца всего, т.е. Дух Божий, Которым всё создано, совокупился и соединился с плотию, т.е. со своим созданием, через каковое совокупление и единение две синагоги, т.е. две церкви, произвели от своего Отца живых чад Живому Богу» 309.
Путешествие Авраама во Египет и пребывание его в Гераре. Рождение Исаака и изгнание Агари. Жертвоприношение Исаака. Женитьба Исаака и смерть Авраама
Вскоре после гибели Содома и Гоморры, Авраам двинулся от дубравы Мамрия, где он поселился со времени отделения от него Лота, по направлению к Египту и на пути остановился в Гераре310. «Как (до этого) в Египет переселиться Бог попустил ему с тою целью, чтобы тамошние невежественные и бесчувственные (жители) познали добродетель праведника; так и здесь Господь показывает Своё долготерпение, чтобы и терпение праведника просияло во всём, и Божие к нему благоволение сделалось ясным для всех» 311. – Вступая в пределы Герарские и наперёд зная, что Сарра будет замечена при дворе Герарскаго владыки, Авраам делает относительно неё те же предосторожности, что и прежде, перед входом в Египет312. И действительно, едва пришёл сюда Авраам, как «послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру»313. «Но как Сарра подверглась уже искушению у Фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна; то едва взошёл на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: «се умираеши и т.д...»» 314, Таким образом, ««Авимелех... не прикоснулся ей» (Быт. XX, 4). А это всё сделано для того, чтобы обетование Божие, данное праотцу, пришло в исполнение. Так как незадолго перед тем обещано ему было, что родится от него сын, Исаак, и это время уже приближалось, то, чтобы обетование Божие не подверглось какому-либо осквернению, Бог наводит на Авимелеха такой страх, что он, поражённый, не осмелился коснуться Сарры» 315.
Вскоре после этого события наступил в доме Авраама давно желанный день. Бесплодная до сих пор, 90-летняя Сарра родила сына, Исаака316. – «Для чего жёны патриархов бесплодны?..... Бог, восхотев произвести Израильский народ, доказывает, что многочадие приобретается не по естественному порядку, но по щедротам благодати. Таковой же Божией попечительности предметом был народ сей потому, что от него имел произойти по плоти Единородный Божий Сын, Владыка Христос» 317. С другой стороны, бесплодство Сарры и рождение от бесплодной сына было прообразом многих великих событй, многих великих истин, имеющих себе место в Новом завете. Во-первых, в Сарре было предначертание великой истины бессеменного зачатия во утробе Девы Марии Христа, Сына Божия. «Пресвятая Дева имела родить; дело было невероятное, – как Дева родит вопреки (естественному закону?..) Посему, чтобы Иудеи не впали в великое неверие, Бог предупреждает и предначертывает эту истину в Сарре, чтобы, когда у них родится недоумение, – как родила Дева, они, вспомнив, сказали лучше, как родила Сарра» 318? – Во-вторых, «как Исаака воздвиг Бог от мёртвых тел, так воскресил и Сына Своего, бывшего Мёртвым, – Хочешь ли узнать, что бесплодие было прообразом и другого события? Церковь имела родить множество верующих; посему, чтобы ты не неверил, как родила эта бездетная, бесплодлая и нерождавшая, предшествовала ей бесплодная по природе, пролагая путь бесплодной по своей воле, и сделалась Сарра прообразом церкви. Как та, быв бесплодною, родила в старости; так и эта, быв бесплодною, родила в последние времена» 319. – Далее, Исаак «произошёл из утробы, уже охладевшей. Ты (христианин) вышел из холодной воды; значит, что для него была утроба, то для тебя купель водная» 320. Наконец, иссохшая старческая утроба, делаясь, по воле Божией, способною к деторождению, знаменует истину будущего воскресения мёртвых321.
С рождением Исаака, значение Агари и её сына в доме Авраамовом падает само собою. Это было очевидно для всех, исключая самой Агари. Агарь, сделавшись причастницею ложа Авраамова, стала смотреть на госпожу свою Сарру с гораздо меньшим уважением, чем прежде. Это не прекратилось и тогда, когда у последней родился сын Исаак. Мало того, высокомерие матери перешло и к её сыну, Измаилу. Всё это, взятое вместе, заставило Сарру упросить Авраама удалить рабу и её сына из дома322. – «Сарра увидела смеющегося (над Исааком) Измаила323... и... подумала она: если при жизни моей Измаил так поступает с сыном моим, то, когда умру, не примет ли он части в наследстве моего сына, даже, может быть, не возьмёт ли ещё себе и двух частей, как первородный? Так Сарра возревновала о правах сына, – возревновала та, которая не заботилась о собственных правах, когда без ревности отдала Агарь мужу своему. И чтобы сын наложницы не восхитил наследства у сына свободной, Сарра «рече Аврааму: изжени рабу сию и сына её»» 324. – Изгнанная из дому Авраамова Агарь послужила «образом нижнего Иерусалима, рабствующая с чадами своими» 325, тогда как Сарра явилась «образом свободного вышнего Иерусалима» 326. Спасение сына Агари внезапно открытою Ангелом в пустыне водою327 знаменовало спасительную благодать крещения328.
После изгнания Агари и её сына, Исаак остался единственным утешением и радостью престарелых родителей. На нём были сосредоточены вся их гордость и все их упования. И вот, этого-то Исаака Бог повелел принести Себе в жертву329, дабы испытать силу веры праотца и, вместе с тем, показать ему «великую и необычайную тайну». «Бог Аврааму, как другу, говорит Св. Ефрем Сирин, показал великую и необычайную тайну. Ибо через жертву (Исаака) Авраам стал иереем, а по прообразованию сделал его Бог пророком. И открыл ему Всевышний Бог, что и Сам Он даст за мир Единородного Сына, чтобы Бог, вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения. Ибо» 330...... «всё это (жертвоприношение Исаака) было прообразованием Креста Христова..... Там сын единородный, – и здесь Единородный; там возлюбленный и истинный, – и здесь Возлюбленный и Единосущный Сын» 331...... «Сие же назнаменовал (Бог) и дав овна из Савека для принесения в жертву вместо Исаака. Поскольку впоследствии явились маловерные люди, которым трудно стало поверить рождению Святой Девы, по невозможности, чтоб, не коснувшись мужеского ложа, могла Она чревоносить Сына; то посему и Бог произвёл овна от камня 332, чтобы необычайное стало удобоприемлемым для веры, потому что немедленно совершается всякое повеление воли Самого Божества. Как там словом произведено овча; так в Деве Слово стало плотию. И как овча было привязано в саду; так и Единородный пригвождён ко Кресту. Посему то..... Господь сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш», вожделевал «видети день Мой, и виде, и возрадовася», т.е. видел день страдания во образе Исаака на горе святой» 333. Таким образом, «гора дала от себя дерево, а дерево – овна, чтобы овен, повисший на дереве и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвождён был к Древу и вкусил смерть за весь мир» 334.
Когда Исаак достиг брачного возраста, Авраам послал раба своего Елиезера найти ему невесту, снабдив, при этом, слугу различного рода наставлениями и советами, и заставив положить руку его под стегно своё, т.е. Авраама, – в знак того, что Елиезер исполнит все наставления патриарха335. Слуга, отправляясь в путь и обещая выполнить всё, что завещал ему Авраам, действительно кладёт руку свою «под чресло» своего господина. «Таков был обычай у древних, (а) также и потому, что здесь было начало рождения Исаака» 336. – Выбор Елиезера остановился на Ревекке, которую он встретил при «кладезе» 337, что, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, было предуказанием новозаветного таинства крещения338. – Родные, отпуская, благословили Ревекку: «буди в тысящи тем, и да наследить семя твое грады супостат». «Посмотри, как эти люди, без собственного ведома, предсказывают девице будущее, потому что Сам Бог направлял к тому мысли их» 339.
Достигнув предела своей жизни, Авраам сделал завещание касательно всего своего достояния. По смерти патриарха, всё его достояние должно было перейти к Исааку, а сыновья наложниц имели получить лишь подарки. В этом Бл. Августин видит указание на то, что «сынам века сего достаются в удел одни лишь временные блага; чада же благодати и сыны обетования получат в наследие блага непреходящие и вечные» 340. – Сделав завещание, патриарх вскоре после этого скончался «и приложился к народу своему»341.
По преданно, записанному Св. Епифанием Кипрским, Авраам принёс образец сребренника в землю Хананейскую342.
* * *
Быт., XII, 10–20.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, 218, Бес. 32.
Ibidem, стр. 220.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, Толк. на кн. Быт., гл. 12, – стр. 327–328.
Быт, XII, 11–13.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 327, Толк. на кн. Быт., гл. XII.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 222, Бес. 32.
Тв. Св. Иоан. Злат., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. I, Спб. 1864 г., стр. 241, Похв. Слово Муч. Виринее и Проскудии и матери их Домнине.
Тв. Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 228–229, Бес. 32; – тоже см. Ibidem, стр. 230; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 62, Толк. на кн. Быт., воп. 63.
Быт., XII, 17.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II. стр. 228, Бес. 32.
Быт. ХIII, 1–13.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 251, Бес. 33; – тоже см. Ibidem, стр. 287, Бес. 35.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 328, Толк. на кн. Быт., гл. XIII.
Св. Феоф. Антиох., К Авт., кн. II, 31, – см. свящ. П. Преобр., Сочин. др. хр. апол., стр. 220.
Быт., XIV, 1–16.
Быт., XV, 1–21.
Тв. Св. Кирил. Иерус. кн, X пр. Иул., – см. Херасков, Руков. к объяснен. Пятикн. Моис., стр. 99, – изд. 1875 г., Владимир на Клязьме.
Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 66, Толк. на кн. Быт., вопр. 67.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII., стр. 333, толк. на кн. Быт., гл. XV.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 346, Бес. 38; – Тоже см. Ibidem, 348–349 с.; – Тв. Бл. Феод., I, 67, Толк. на кн. Быт. вопр. 68.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 335–336, Толк. на кн. Быт., гл. XVI.
Ibidem, стр. 352, Толк. на кн. Быт., гл. XXV.
Быт., XVII, 10–14.
Быт., XVII, 23–27.
Св. Ирин. Лионск., Пр. ерес., кн. IV, гл. 25; Оба завета были предзнаменованы в Аврааме... и один Бог того и др. завета, – См. Памятн. древ. хр. письменн., стр. 495.
Быт., XV, 13–14.
Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 378–379, Бес. 39; – о том же см: Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 68, Толк. на кн. Быт., воп. 69; – Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 7, Ответ Епиф. на послание пресвит., гл. 2; – Ibidem, стр. 15; – Ibidem, стр. 46, Епикурейцы, гл. 3; – т. V, стр. 360, Оглавление или кратк. повт. содер. в Панарие, стр. 367.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 397, Бес. 40; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 272–3, Об Евионеях, гл. 33; – Ibidem, – стр. 274–275; 383, О Птолом.; – т. II. стр. 217. 438; – т. V, стр. 357, Кр. Ист. сл. о вере; – т. VI, стр. 205, Слово якорное; – т. I, стр. 50, Епикур., – 196, О Керинф.; – 213, О Назор.; – 262, О Евион.
Эти слова не буквально приведены из Св. Писания, но составлены Ап. Варнавою через снесение 26 и 27 ст. XVII гл. со ст. 14-м XIV гл. кн. Бытия. (Примечание Свящ. П. Преображ.).
Св. Ап. Варнавы, Послание, гл. IX, – См. Свящ. П. Преобр., Писания Мужей Апостольских, Москва, 1862 г., стр. 53–54.
Тв. Св. Иоан. 3лат., Бес. на кн. Быт., ч. III, Спб., 1853 г., стр. 38–39, Бес. 43.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 12, Бес. 42.
Быт., XIX, 1–11.
Св. Иуст. Фил. и Муч., Разгов. с Триф. Иуд. гл. 128, – см. свящ. П. Преобр., Сочин. Св. Иустина Философа и Мученика, стр. 360; – Твор. Св. Иоан. Златоуст., Бес. на кн. Бытия, ч. II, стр. 420, Бес. 41; – Бес. на разн. м. Свящ. Пис., т. I, стр. 431, Обозр. кн. В. З., Обозр. кн. Бытия; – Тв. Бл. Феод., т. I, Толк. на кн. Быт., вопр. 70.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 341–2, Толк. на кн. Быт., гл. 19; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на р. м. Св. П., I, 239, Бес. о прор. Илии.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 19 и 52, Бес. 42 и 43.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 233, О Лоте и о привед. себя в безопасн.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 344, Толк. на кн. Быт., гл. 19.
Быт., XIX, 26.
Св. Клим., Еп. Римского, Послан. к Коринф. XI.
Быт., XIX, 30–32. 36.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт. ч. Ш, стр. 67–69, Бес. 44; Тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 343–345. Толк. на кн. Быт., гл. 19; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 69–70, Толк. на кн. Быт., воп. 71; – Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. места Св. Пис. т. I, стр. 432, Обозр. кн. В.З., Обозрение кн. Бытия.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 345, Толк. на кн. Быт., гл. 19.
Тв. Св. Ирин. Лионск., Прот. ерес., кн. IV, гл. 31: Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, скорее – видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота, – См. Памятнки др. хр. письменности..., стр. 518 и 520.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 81, Бес. 45; – тоже см. Ibidem, стр. 86, 91–92.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 345–346, Толк. на кн. Быт., гл. 20.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 83, Бес. 45; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 62–3, Толк. на кн. Быт., вопр. 64.
Быт., XXI, 1–7.
Тв. Бл. Феод., т. I, 74–75 стр., Толк. на кн. Быт., вопр. 76.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на р. м. Св. П., 1. 227, Бес. о прав. Аврааме.
Ibidem, стр. 375, Бес. о том, что не должно отчаив. в своем спасении.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. II, 502–3, Бес. о переим. имен II-я.
Тв. Сd. Епиф. Кипр., т. I, стр. 60, Самар., 3; – т. VI, стр. 164, Слово якорное, 94.
Быт., XXI, 9–21 ст.
Быт., XXI, 9 ст.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 347–8, Толк. на кн. Быт., гл. 21.
Тв. Св. Епиф. Кипр., т. V, стр. 320, Кратк. ист. сл. о вере, гл. 7.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 375, Бес. о том, что не должно отчаиваться в своём спасении.
Быт., XXI, 14–19.
Тв. Св. Гр. Нисс., т. VIII, Москва, 1871 г., стр. 12–13 Слово на д. Светов; тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., V, 321, Кр. Сл. о вере, гл. 7.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. II, Москва, 1849 г., стр. 144, Слово об Аврааме и Исааке; – тоже см. Св. Ирин. Лион., Пр. ерес., кн. IV, гл. V, 4, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 417.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 122, Бес. 47; – см. тоже: – Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 222. 224, Бес. о пр. Аврааме, – стр. 432, Обозр. кн. В. З., Обозр. кн. Бытия; – Тв. Бл. Феод., I, Толк. на кн. Быт., вопр. 74.
«Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исааков; а что не было дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исааку», (Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 350, Толк. на кн. Быт., гл. XXII.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. III, стр. 144–145, Слово об Аврааме и Исааке.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 350, Толк. на кн. Быт., гл. 22.
Быт., XXIV, 1–9.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, стр. 132, Бес. 48; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 72–74, Толк. на кн. Быт., вопр. 75.
Быт., XXIV, 10–61.
Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, Москва, 1871 г., стр. 13, Слово на день Светов.
Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, 146 стр., Бес. 48.
Херасков, Руководство к последов. чтению Пятикнижия Моисеева, Владимир на Клязьме, 1875 г., стр. 132.
Быт., XXV, 8.
Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 262, О мерах и весах, гл. 24.