Общий обзор истории Еврейского народа от Авраама до И. Предтечи, делаемый Св. Григорием Нисским
«Бог, «ведый вся прежде бытия их», как говорит Пророк (Дан., XIII, 42), предвидя, что злоба диавола будет распространяться с каждым поколеним людей, приготовляет приличного и соответствующего болезни каждого поколения врача, чтобы не осталась без врачевания болезнь людей от недостатка врачующих и не овладела родом человеческим. Посему, когда превозмогла философия Халдеев, полагавших причину сущего в известном движении звёзд и не признававших высшей видимого Силы, всё создавшей; тогда Бог воздвигает Авраама, который, пользуясь сим учением, как руководством, через видимое обрёл Умопостигаемаго, и для потомков сделался путём веры в Сущего Бога, сам достигнув её через оставление отеческого заблуждения и сродства чувств с видимою тварью.
Потом, когда Египтяне изобрели демонскую некоторую и чародейственную мудрость, – по наущению, думаю, омрачающего разнообразною лестью, – Бог воздвиг Моисея, более превосходною мудростью уничтожившего египетскую лесть. Знакомый с Писанием знает, конечно, как в то время, когда обманщики противопоставляли божественным знамениям свои ложные чудеса, Моисей содействием силы высшей превозмог всякую египетскую силу, обратив её в ничто; разумеешь, что я делаю намёк на жезлы и другие чудеса?
По прошествии же времени, когда Израильтяне, по причине безначалия, при смутном народном правлении, пришли в дурное положение, является Самуил, сам держа народ в повиновении и не допуская его до смешения с иноплеменниками; затем, подготовив замену безначалия учреждением царства, собрал разложившиеся между собою колена, сделавшись законодателем царской власти.
Потом, много поколений спустя, когда Ахав, этот женоугодник, и сам отпал от священных законов отцов, сделавшись рабом развратной жены, и, через неё увлёкшись заблужденем идолопоклонства, увлёк с собою Израильский народ; тогда Бог воздвигает Илию, имевшего врачующую силу соответственную великости болезни этих людей, – мужа, от презрения заботы о том, измождённого лицом и покрытого густотою собственных волос, отшельника по жизни, строгого на вид, с печальным лицом, с потупленным в землю взором, покрывавшего тело козьею кожею настолько, насколько требует приличие, остальное оставлявшего открытым погоде и нисколько не заботящегося о сменах жара и холода. Он, явившись народу, бичом голода вразумляет Израиля, как бы каким железом, этой казнью поражая беспорядочную жизнь народа. После сего божественным, при священнодействии, огнём бичует болезнь идолопоклонства.
Спустя много времени после Илии, является другой, в духе и силе Илии, рождённый от Захарии и Елизаветы, и весь народ собиравший в пустыню своей проповедью; он и обагрение кровью пророков, и всякого рода нечистоты, и разнообразные узы греха, которыми, как бы оковами, в то время был обложен весь народ, – он всё это разрешал проповедью покаяния и омывал через погружение в воде Иордана, являясь в делах по Бозе ничем не меньшим подвизавшихся прежде него в добродетели» 838. – Этот пророк, величайший из всех, рождённых жёнами, стоял уже на рубеже двух заветов: видел угасание ветхого и восходящую зарю нового. «Иоанн Креститель, – величайший из Пророков, началовождь нового завета и некоторым образом сопрягающий оба завета – и ветхий, и новый» 839:.... «Светильник, предшествовавший Свету..., глас, предваривший Слово... ходатай, предшествовавший Ходатаю..., посредник между ветхим и новым заветом» 840.
* * *
Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, стр. 299–302, Слово в день памяти Василя. Вел. родного брата.
Тв. Св. Кир. Иерус., Сл. Огл., стр. 149, Х-е Огл. Слово.
Тв. Св. Григ. Богос., т. II, Москва, 1868 г., стр. 178, Слово 21, Похвала Афан. Вел., Архиеп. Александр.