Иудейские секты. Происхождение и сущность их учения по Св. Епифанно Кипрскому
Конец ветхозаветного периода Еврейской истории ознаменован появлением различного рода сект и «ересей», как выражается Св. Епифаний.
Фарисеи
«Фарисеи», по значению слова, – отщепенцы, ведущие самую высокую жизнь и более других получавшие одобрение. Ими... признаётся воскресение мёртвых, бытие Ангелов и Св. Духа. Жизнь их отлична. Ими соблюдаются до времени воздержание и девство, два раза в неделю пост, очищения кувшинов, блюд и чаш, а также ..– десятины, начатки непрерывной молитвы, произвольным суеверием предписанный наружный вид одежды, состоявшей из ризы, похожей на стихарь, и далматиков, или одежды без рукавов, с расширением хранилищ, т. е полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях риз, что служило знаком содержимого ими до времени воздержаня. Они ввели учение о дне рождения и о судьбе» 829. –Чтобы умерщвлять свою плоть и не дать возникнуть в своём уме и развиться соблазнительным помыслам, даже во сне, «одни (из них) любили выбирать для себя доску, шириною в одну пядень, и вечером ложились на эту доску, чтобы, если кто заснёт и упадёт на пол, немедленно встать ему на молитву, и жизнь, по возможности, проводить бодрственно. Другие же, набрав камней, из них устрояли себе постель, чтобы, чувствуя боль, не предаваться глубокому сну, но усиливать в себе принуждённую бодрость. А иные для того же самого стлали себе колючие растения.......... Рок и астрономия имели у них великое значение. Так, у них еллинские названия, употребительные в астрономии заблуждающих, переложены на другие наименования еврейского наречия» 830...
Саддукеи
«Саддукеи», по значеню имени, – «правдивейшие»; род вели от Самарян и вместе от священника, по имени Садока; отрицали воскресение мёртвых, не допускали ни Ангела, ни Духа; по всему же прочему были Иудеи» 831.
Книжники
«Книжники», законники и преподаватели вторичных законов или преданий так называемых у них старцев, с излишнею ревностью соблюдающе произвольно принятые богослужебные обряды, которые не из закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправдания» 832.
Кроме вышеуказанных сект, в Иудействе были ещё следующие секты или «ереси».
Имеробаптисты
Они по всему были Иудеи, утверждали же, что никто не улучит жизни вечной, если не каждый день будеть креститься» 833.
Оссины
Что значит: «самые смелые». Они исполняли всё по закону, но после закона пользовались и другими писаниями, большую же часть позднейших пророков отвергали» 834.
Назореи
Что значит: «необузданные». Запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевлённого; в Пятикнижии святые имена патриархов до Моисея и И. Навина принимают и верят в них.... О Пятикнижии же учат, что книги сии не Моисеевы писания, и утверждают, что вместо их есть у них другая» 835.
Иродиане
По всему были Иудеи, но Христа ожидали в лице Ирода, и Ироду воздали Христову честь и Христово приписали имя» 836.
Все эти секты или «ереси», по словам Св. Епифания Кипрского, прекратились вскоре после взятия Иерусалима837.
* * *
Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I. 18–19, Отв. сам. Епиф. на посл. пресвит., 15.
Тв. Св. Епиф. Кипр. I, 73–74, о Фарисеях, гл. 1–2.
Ibidem, стр. 19, Ответ самого Епиф. на посл. пресвитеров Акакия и Павла, в котором просили они Епиф. писать прот. ересей, 16; – тоже см. Ibidem, 69–70, Иудейство о Саддукеях, – где между пр. ещё присоед.: „Родом же были они не Самаряне, но Иудеи, ибо в Иерус. приносили жертвы“.
Ibidem, стр. 18, Ответ..., 14; тоже см. – стр. 71–73, О книжниках.
Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 19, ответ 17; подробнее см. Ibidem, стр. 78–80, об Имеробаптистах.
Ibidem, стр. 19, ответ 18; – подр. см. – стр. 83–90, об Оссинах.
Ibidem, стр. 19–20, ответ 19; – подр. см. – стр. 80–82, о Назореях.
Ibidem, стр. 20, ответ 20; – подр. см. – стр. 91–94, об Иродианах.
Ibidem, стр. 89, об Оссинах, гл. 5.