Источник

Избранные мужи, послужившие к прославлению Промысла Божия между языческими народами

Пророк Иона

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём; ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать от лица Господня в Фарсис, и пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис»818. В объяснение мотивов бегства пророка Ионы Св. Григорий Богослов приводит два толкования, существовавшие в его время. «Не спасение злочестивых, говорит он, огорчало пророка, но он стыдился быть служителем лжи и как бы ревновал о достоверности пророчества, которая могла подвергнуться в нём (в глазах язычников) сомнению; потому что многие не способны проникать в глубину Божия о сем Домостроительства». Это первое объяснение. – Другое, принадлежащее «одному мудрому мужу», с которым согласен и Св. Григорий Богослов, причину вышеуказанного факта выставляет несколько иную. «Иона... лучше всякого другого знал.... то, что будет следствием проповеди Ниневитянам, и то, что он сам, замысливший бегство, хотя переменит место, но не убежит от Бога. ... Но поскольку Иона провидел падение Израиля и предчувствовал, что пророческая благодать переходит к язычникам, то он уклоняется от проповеди, медлит в исполнении повеления и, оставив сторожевую башню радости, что на Еврейском значит – Иоппия, – т. е. древнюю высоту и достоинство, ввергает сам себя в море скорби. Потому и обуревается, и спит, и терпит кораблекрушение, и пробуждается от сна, и подпадает жребию, и сознаётся в бегстве, и погружается в море, и поглощается китом, но не истребляется, а призывает там Бога, и (какое чудо!), подобно Христу, по прошествии трёх дней, возвращается оттуда» 819.., подобно Христу, «Который в третий день воссиял из гроба и, вместо Ниневии, спас Церковь Свою. И Ему воспевается хвала в целой вселенной» 820. Таким образом, и самое непослушание пророка Ионы, и его наказание Премудрый Господь направил к благим последствиям, «тридневным погребением» пророка во чреве китовом давая роду человеческому «образ высшего таинства» 821. – Выброшенный из моря рыбой, Иона снова получает от Бога повеление идти в Ниневию и проповедовать ей о покаянии. Пророк повиновался822, «Три дня проповедовал Иона и ни одной ночи не употребил на проповедь, потому что в Троице нет и тени пременения» 823.

Маккавеи

Освободившись от плена Вавилонского, Иудеи впадают сначала в зависимость от Египта, а потом от Сирии. Особенно тяжело для Иудеев было владычество Сирийское, сопровождавшееся самыми жестокими насилиями в области их религиозной жизни. Спасителями религиозной и гражданской свободы Богоизбранного народа в это трудное для него время являются Маккавеи. «Их терпению дивилась вся Иудея; она радовалась и торжествовала, как будто бы сама была тогда увенчана; потому что ей предлежал при сем подвиг, даже величайший из подвигов, когда-либо предстоявших Иерусалиму, – или видеть в сей день попрание отеческого закона, или прославиться. Участь всего Еврейского рода зависела от подвига Маккавеев и находилась как бы на острии меча» 824. И Маккавеи смело и радостно шли на мучения за свою родную религию, считая их «божественною банею и крещением» 825.–"Елеазар был начатком пострадавших до Христа (как Стефан – первенец страдавших после Христа), иерей и старец, седый власами, седый и мудростию, приносивший прежде жертвы и молитвы за народ, а теперь приносящий самого себя Богу в жертву совершеннейшую, в очищение всего народа. Благознаменательное предначатие подвига826.

Самым выдающимся героем в эту эпоху борьбы Евреев за свою независимость под предводительством Маккавеев является Иуда Маккавей. Им нанесены были Сирийцам самые сильные поражения. После одного из таких пораженй «бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела падших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех.... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех»827. «Мёртвым помогают приношения, совершаемые живыми... Сыны Маттафиины, содержа только образы истины, жертвами, как написано, загладили грехи осквернившихся языческими приношениями и падших в сражении» 828.

* * *

818

Ион., I, 1–3.

819

Тв. Св. Григ. Богосл., I, стр. 77–79, Слово 3-е, по случ. удал. в Понт.

820

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, 125, Надгр. Песноп.—53—е, на конч. праведника.

821

Тв. Св. Гр. Бог. т. I, 77, Слово 3-е, в кот. Св. Гр. Бог. оправд. своё удал. в Понт; – тоже см. Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Огл., стр. 57 и 236–9, Огл. Слова: 4 и 14.

823

Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 187, О покаянии.

824

Тв. Св. Григ. Богосл., т. II, 85, Слово XVI, На пам. Св. муч. Маккав.

825

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на р. м. Св. Пис., I, 281, Бес. II-я О свв. Маккавеях.

826

Тв. Св. Гр. Богосл., II, Москва, 1868 г., стр. 71–79, Слово XVI, На память Свят. Муч. Маккавеев.

827

II Макк., XII, 39–40. 42–43.

828

Тв. Св. Ефр. Сир., VII, 212, Предсм. зав. Св. Ефр. Сирина.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle