Источник

Судьи народа Израильского

Вопреки завещанию Иисуса Навина, Евреи «не овладели всею землёю (Ханаанскою), во-первых, – по лености, а во-вторых – по любостяжательности, ибо сказано: «сотвори Хананея данника» себе (Суд. I, 28684. Но Промыслу Божию угодно было и это ослушание Евреев обратить им же в пользу. Бог попустил остаться туземным народам среди Израильтян, «чтобы они опытом дознавали Божие о них попечение и, по необходимости воевать с врагами, призывали в споборничество Владыку» 685. И вот, всякий раз, как они покидали нечестие и злые дела, которыми заражались от тех же Хананеев, от которых терпели потом угнетение, и обращались к Богу с мольбою о помощи; Бог воздвигал им мужей, крепких верою и полных упования на Бога. Эти мужи избавляли Израильтян от иноплеменников и, с именем Судей, правили народом, от. имени и по воле Господа – Остановимся на некоторых фактах из жизни и деятельности наиболее знаменитых Судей Израилевых.

Руно Гедеона686

«Сие руно означало, что древле Израиль изобиловал божественною благодатью, а впоследствии и всё человечество стало причастно духовных даров; лишён же их Израиль, как руно лишено росы» 687. С другой стороны, орошение руна тогда, когда вокруг всё было сухо, и, наоборот, сухость, когда вокруг всё было влажно от росы, прообразовали собою истину бессеменного зачатия Девой Марией Христа, Сына Божия, которое совершалось чудесным образом, «препобедив естества уставы» 688.

Обет Иефая689

«Крайне несмыслен обет Иефаев... Посему Владыка – Бог, научая через него других делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию его дочери» 690.

Самсон

Доле всех тяготело над Израильтянами иго Филистимлян. Филистимляне теснили их 40 лет. Когда народ покаялся во своих грехах и обратился к Богу с мольбою о помощи, Господь воздвиг им защитника в лице Самсона, который был судиею 20 лет. «Восхотев сокрушить могущество иноплеменников, духовною благодатью Господь даровал Самсону крепость и силу – Для того и попустил ему Бог желание взять в супружество жену иноплеменницу (Суд., XIV)691, чтобы, обманутый своей невестой и её отцом692, он имел законный повод наказать Филистимлян за их притеснения Израилю, говоря: «теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло»693. Внешним, символическим, изображением благодати, обильно почившей на Самсоне, служили его волосы. «Кто прекраснее того, восклицает Св. Ефрем Сирин, кто на голове своей носил семь кудрей (Суд. XVI, 19), – во образ седьмилучной благодати» 694.....

В долине Сорек Самсон имел особенное доверие и расположене к филистимлянке Далиде, и часто посещал её. Это было уже нравственным паденем Судии. «И примечательно, что после любодеяния (Самсона) Священное Писание уже не говорит о делах, им совершённых: «Сошёл на него Дух Господень», так как грех любодеяния совершается против тела, как против храма Божия, по словам Апостола (I Кор., III, 16–17,)» 695, и, оскверняя тело, соделывает его недостойным того, чтобы быть храмом Божиим. – Последовавшее вслед за тем ослепление Самсона Филистимлянами696 можно считать уже явным наказанием Божиим ему за его порок. После ослепления Самсон не мог уже обходиться без вожатого697. «Мальчик, водивший Самсона за руку, прообразует Иоанна Крестителя, указывающего народу веру во Христа. – Дом, в который они собрались698, означает мир, в котором жили иноплеменные и неверующие народы, приносившие жертвы своим идолам; а два столпа – два Завета. То, что Самсон опирался на столпы, – значит, что народ, наученный, познал таинство Христа» 699.

Самуил

Последним Судией Израильским был Судия и пророк Самуил. Обещанный Богу ещё от чрева матери своей, он с младенческих лет воспитывался при Скинии, в Силоме, под надзором и руководством Судии и первосвященника Илия 700. «И отрок Самуил служил пред Господом, надевая льняный ефод»701. Разрешая вопрос, как мог Самуил, не будучи священником, носить священную одежду, Бл. Феодорит говорит: «Неоднократно говорили мы, что ефод назвал Акила «верхнею одеждою», а Симмах – «нарамником». Но верхние одежды были и священнические, и общеупотребительные»; очевидно-де, что отрок Самуил облачался в последние, ибо «не отважился бы облечься в священническую ризу» 702. Если же отрок Самуил действительно облачался именно в священнический ефод, то, в данном случае, должно объяснить это так, что указанная одежда была наградой отроку за его примерную добродетель, знамением обильно почившей на нём благодати и признаком его назорейства. «Илий, увидев изобилующую в Самуиле Божественную благодать и зная, что он рождён необычайно, обещан с рождения и воспитывается в Божественной скинии, – как назорея, испрошенного у Бога, ещё весьма юного удостоил сей чести» 703.

Радуясь добродетели юного Самуила, Илий был жестоко огорчаем проступками собственных своих сыновей; но, по старости и отеческой слабости, он не принимал никаких решительных мер, чтобы пресечь их незаконные действия; и они продолжали, по-прежнему, грешить и «развращать» народ704. За это, «поскольку Илий естество своё предпочёл Сотворшему его, лишён был богоданной благодати» 705. Господь сказал ему: «Вот наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме отца твоего никогда. И ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всём том, что Господь благотворит Израилю. Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но всё потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими: оба они умрут в один день»706. «Хотя, по-видимому, предречение сие только род Илиев лишает первосвященства; однако же (на самом деле Господь) даёт разуметь и прекращение всего иудейского священства» 707. – Слова Господни, сказанныя Илию, начали вскоре же сбываться. Филистимляне объявили войну Израильтянам и победили их, причём взяли в плен и ковчег завета, а Офни и Финеес, сыновья Илия, несшие кивот, были убиты. Дряхлый первосвященник, едва услышал о «бедствии жилища Господня» и смерти сыновей, как тут же упал со своего седалища и умер708. Что же касается кивота завета, то, похищенный иноплеменниками и переносимый ими из города в город, он явно показывал им бессилие их собственных богов и величие Бога Израилева709. Таким образом, несчастие, постигшее Иудеев, неисповидимым действием Промысла Божия, имело благотворные последствия, послужив к прославленю Имени Божия среди язычников.

По смерти Илия, Судией над Израилем стал пророк Самуил. «Из года в год он ходил и обходил Вефиль и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму, ибо там был дом его, и там судил он Израиля; и построил там жертвенник Господу»710. Самуил соорудил жертвенник вопреки закону, повелевавшему служить Богу на одном месте, ибо «не был ещё построен священный храм, и служили Богу в разных местах» 711. – Когда Самуил состарился, «собрались все старейшины Израиля и пришли в Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу»712, «потому что прошение сие было противно божественному закону (– теократическому принципу, на котором была построена не только религиозная, но и социальная жизнь Евреев)713. Владыка – Бог был для них и Бог и Царь, а Пророк был Его первый служитель, как бы приставник, или военачальник, или народоправитель» (от Лица Иеговы)714. Но Господь сказал пророку: «Послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними»715. Права были исчислены, народ их принял716, и Бог указал ему царя. – Это был Саул. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего во Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним»717. «Самуил, помазав Саула, лобызал его. Сим самым сообщил Саулу пребывающую в нём благодать. Ибо и Господь, дунув на Апостолов, сказал: «примите Дух Свят» (Иоан. ХХ, 22)» 718. – Помазание Саула на царство не было актом, совершённым торжественно, в виду всего народа; напротив, оно было выполнено тихо, незаметно и в уединённом месте719. «Поскольку же жившие порочно не верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто бы приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» 720 (о царе) в присутствии представителей от всего народа721. Жребий пал на Саула, и он, помазанный Богом прежде, указанный Им теперь, был признан народом за своего царя. «Поскольку просили они (Евреи) поставить им царя для успехов в брани, а не ради благочестия, чтобы он наставлял их в божественном; то Бог (и) избрал (им в царя) превышавшего всех ростом, так что они удивлялись не душевной (его) доблести, но телесному росту» 722.

* * *

684

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 293, Толк. на кн. Судей, вопр. 7.

685

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 296, Толк. на кн. Суд., воп. 8.

686

Суд., VI, 36–40.

687

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 301, Толк. на кн. Суд., вопр. 15.

688

См. Задостойник: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая...»

690

Тв. Бл. Феод., I, 305, Толк. на кн. Суд., в. 20, – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч. I, 484–485, Бес. по случ. назв. цар. стат. 13-я.

691

Тв. Бл. Феод., I, 306, Толк. на кн. Суд., воп. 21.

692

Суд., XV, 1–2.

693

Суд., XV, 3.

694

Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 17, на лукавых жён.

695

Св. Ир. Лион., Отр. из утр. соч., стр. 38, – см. Пам. др. хр. письм. стр. 710–711.

696

Суд., XVI, 21.

697

Суд., XVI, 26.

698

Суд., XVI, 23–31.

699

Св. Ирин. Лион., Отр. из утр. соч., стр. 25, – см. Пам. др. хр. п., 703–704 с.

700

I Цар., I, 1–2; II, 11–24.

702

Тв. Бл. Феод., VI, 736, Толк. на кн. I к. Пар., в. 1. Тоже должно разуметь и под ефодом Давида (I Пар., XV, 27). См. Тв. Бл. Феод., Ibidem).

703

Тв. Бл. Феод., I, 325, Толк. на I кн. Цар., воп. 6.

704

I Цар., II, 22–25.

705

Тв. Бл. Феод., I, 326, Толк. на I кн. Цар., вопр. 7.

706

I Цар., II, 31–34.

707

Бл. Феод., I, 326; Толк. на I кн. Цар., вопр. 7.

708

I Цар., IV, 1–18.

709

Бл. Феод., I, 331, Толк. на I кн. Цар., в. 10; – тоже; – т. V, 365, Слово Х-е.

711

Тв. Бл. Феод., т. I, 333, Толк. на I кн. Цар., воп. 12.

712

I Цар., VIII, 4–6.

713

I Цар., VIII, 7.

714

Тв. Бл. Феод., I, 333, Толк. на I кн. Цар., вопр. 14.

715

I Цар., VIII, 9.

716

I Цар., VIII, 10–22.

717

I Цар., X, 1.

718

Тв. Бл. Феод., I, 335, Толк. на I кн. Цар., воп. 18.

720

Тв. Бл. Феод., I, 336, Толк. на I кн. Цар., воп. 22.

721

I Цар., X, 17–25.

722

Тв. Бл. Феод., I, 337, Толк. на I к. Цар., воп. 24.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle