Иисус Навин
По смерти Моисея Господь возложил звание вождя Израильского народа на Иисуса Навина; ободрил его обещанием Своей помощи; поставил ему в непременную обязанность поучаться в законе, преданном через Моисея; и повелел ему вести Израильтян за Иордан для принятия в наследственный удел обещанной им земли. «Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввёл его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа; и Моисей дал манну в пищу отцам, а Иисус – хлеб, как начатки жизни, прообраз тела Христова; как и Писание говорит, что манна Господня прекратилась тогда, когда народ стал есть хлеб от земли» 663, т.е. получаемый посредством земледелия.
Когда окончились дни плача по Моисее, Иисус Навин, в шестой день первого весеннего месяца, отдал повеление всему народу, чтобы заготовляли себе пищи для пути, потому что через три дня они пойдут за реку Иордан. Между тем тайно он отправил двух соглядалаев осмотреть Иерихон и его окрестности и узнать расположение духа в его жителях. Посланные пришли вечером того же дня в Иерихон и остановились «в доме блудницы, которой имя: Раав»664. «Блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница, виновная во всех грехах, приняла трёх665 соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, – т. е. Отца и Сына со Святым Духом» 666. В Иерихоне соглядатаи едва не были схвачены, но блудница спасла их, выпустивши через окно своего дома. За эту услугу спасённые обещали Раави сохранить потом жизнь её семейству, говоря: «Вот, когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою, и братьев твоих, всё семейство отца твоего собери к себе в дом твой..... и кто будет с тобою в твоём доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его»667. «Соглядатаи дали Раави знак, чтобы она свесила из дома своего красную верёвку, – и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровью Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество» 668. Впоследствии Раав, будучи иноплеменницей, жила среди Израиля. И сим прообразуется совершающееся с нами. Ибо Владыка изрёк: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего» (Иоан. Х, 16)» 669. Прозелитство «иноплеменницы Раави свидетельствует» , т. о., что Бог «посредством одного народа Израильского призывает в общение веры все народы, потому что и они одного естества с Израилем» 670.
По возвращении соглядатаев, Евреи двинулись к Иордану и перешли его, чудесным образом, по сухому дну671. Когда переправились все колена, Иисус Навин, по наставлению Божию, вызвал из каждого из них по одному человеку и велел им со дна Иордана вынести по большому камню и сложить на том берегу, на который вышел народ; другие же двенадцать камней повелел сложить на том самом месте, где стояли священники с ковчегом завета, «в память того, что воды Иордана разделились пред ковчегом завета Господа всей земли, когда он переходил чрез Иордан»672. «Алтарь сей (воздвигнутый из 12 камней на берегу Иордана) есть Еммануил, премлющий крещаемых по крещении их. Камни же изображают собою племена и народы, которые, по крещении, созидаются в сей алтарь и в единении духа составляют из себя единое целое. Мел (которым был выкрашен впоследствии этот алтарь) указывает на белые одежды, в какие облекаются восходящие от святых вод. А тем, что камней не касалось железо, даётся разуметь, что собственная праведность крещаемых есть ничто» 673. Число же двенадцать, которым обозначается количество вошедших в жертвенник камней, указывает на число Св. Апостолов. «Иисус Навин, положивши в потоке двенадцать камней, очевидно сим предъизобразил двенадцать учеников, служителей крещения» 674.
Ближе всех теперь, по переходе через Иордан, находился к Израильтянам город Иерихон, и потому завоевания их должны были начаться с него. В эту пору он был заперт, в ожидании нападения; никто не выходил из него, и никто не входил. Иисус Навин отправился сам осмотреть его. Находясь близ города, он нечаянно увидал перед собою человека, который стоял с обнажённым мечом в руке. Иисус не смутился, но, приблизившись к нему, спросил: «наш ли ты, или из неприятелей наших?». Тот ответил: «Нет! я вождь воинства Иеговы», и дал наставление, что должны делать Израильтяне до того дня, в который город предан будет во власть их675. По мнению некоторых Святых Отцов и Учителей Церкви, это был Архистратиг Михаил, покровитель народа Еврейского676. – После этого Иисус Навин возвратился в стан и стал делать распоряжения относительно взятия города. Едва лишь Евреи выполнили повеленное им Иисусом , стены Иерихона рухнули, и Израильтяне устремились в город. Всех жителей и скот истребили мечом; все здания города превратили в пепел. Когда окончено было дело истребления, И. Навин произнёс над развалинами города клятву на того, кто восстановит его677. «Это был первый взятый ими город по прехождени через реку. Посему, как Бог заповедал им приносить в жертву начатки плодов, так повелел принести и начатки военной добычи» 678.
Вслед за Иерихоном постепенно была покорена Евреями и почти вся остальная земля Ханаанская. Когда Иисус Навин сталь делить её между коленами, Халев испросил себе Хеврон. «Украшаясь благочестием, Халев всем городам предпочёл тот, в котором жили доблестнейшие партиархи и где преданы они гробу» 679.–Что же касается самого Иисуса Навина, то он не взял себе города собственною властью, хотя имел на то полную возможность, – предоставляя это дело народу, и тем проявил в себе образ смирения Владыки Христа680.
Да и вообще, вся жизнь Иисуса, в её главнейших пунктах, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, носит на себ чисто прообразовательный характер. «Иисуса, того самого, который назывался Авсием и был послан Халевом для обозрения в землю Ханаанскую, Моисей назвал Иисусом. Ты не ищешь причины, почему он это сделал, не сомневаешься, не расспрашиваешь; поэтому от тебя сокрыт Христос; и, читая, ты не понимаешь, и даже теперь, когда слышишь, что Иисус есть Христос наш, ты не рассуждаешь, что это имя дано ему (И. Навину) не напрасно и не случайно.... Не только переменено его имя, но также он сделался преемником Моисея; он один из своих сверстников, вышедших из Египта, ввёл оставшийся в живых народ во святую землю, и как он ввёл народ во святую землю, а не Моисей, и разделил её по жребию тем, которые вошли с ним: так и Иисус Христос возвратит рассеяние людей и разделит каждому благую землю, только другим образом. Ибо первый дал им временное наследие, потому что он был не Христос-Бог, не Сын Божий; а Иисус Христос, после святого воскресения, даст нам вечное владение681. – Первый остановил солнце, будучи наперёд переименован именем Иисуса и получивши силу от Духа Его........ (Второй) есть Тот, от Которого и через Которого Отец имеет обновить небо и землю; Он есть Тот, Который засветит в Иерусалиме вечный свет; Он есть, по чину Мелхиседекову, Царь Салимский и вечный Священник Вышнего. – Первый, как известно, обрезал народ вторым обрезанием посредством каменных ножей, – это было указание на то обрезание, которым Сам Иисус Христос обрезал нас от служения камням и другим идолам, и собрал множество тех, которые от необрезания. т.е. от обольщения мира, на всяком месте были обрезаны каменными ножами – учением Господа нашего Иисуса. Что пророки приточно называли Христа камнем и скалою, это уже показано мною682. Под каменными же ножами будем разуметь Его учение, через которое такое множество заблуждавшихся людей от необрезания были обрезаны обрезанием сердца. Этим-то обрезанием Бог повелел тогда Иисусу обрезать даже и тех, которые имели плотское обрезание, получившее начало от Авраама, когда Он сказал, чтобы Иисус обрезал вошедших во святую землю вторым обрезанием посредством каменных ножей» 683.
* * *
Св. Ир. Лион., Отр. из утр. соч., отр. XIX, – см. Пам. др. хр. письменности, стр. 701–702.
Иис. Нав., II, 1.
По ошибке, – вместо двух.
Св. Ирин. Лион., Прот. ерес., кн. IV, гл. 20. – см. Пам. др. хр. письм., стр. 485.
Иис. Нав., II, 18–19.
Св. Клим. Римского, к Коринф. посл. I, гл. 12, – см. свящ. П. Преобр., Пис. Муж. Апост., стр. 114; – тоже см. Св. Ир. Лион., прот. ерес., кн. IV, гл. 20, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 485.
Тв. Бл. Феод., т. I, 278. Толк. на кн. И. Нав., воп. 8.
Ibidem, стр. 365, Слово Х.
И. Нав., гл. III.
Иис. Нав., IV, 7.
Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 527, Толк. на кн. Втор., гл. 27.
Тв. Св. Григ. Нисск., т. VIII, 16, Слово на д. Светов.
Иис. Нав., V, 23 – VI, 1–4.
Тв. Бл. Феод., т.I, стр. 277, Толк. на кн. И. Нав., вопр. 5.
Иис. Нав, VI, 5–26.
Тв. Бл. Феод., I, 278, Толк. на кн. И. Нав., воп. 7.
Ibidem, стр. 283, Толк. на кн. И. Нав., воп. 17.
Ibidem, стр. 284, вопр. 18.
Тот факт, что „одним коленам жребии на обладание землёю разделил Моисей, а другим – Иисус..., также прообразует истину. Поселившимся за Иорданом разделил землю Моисей, а перешедшим Иордан – Иисус. Приявшие жребий через Моисея служат образом Иудеев, а приявшие через Иисуса – суть образ уверовавших язычников. И поскольку Израиль есть первенец, то первородные: Рувим, Гад, Манассия прияли жребий через Моисея“. (Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 282, Толк. на кн. И. Нав., вопр. 16).
См. Разгов. с Триф. Иуд. гл: 34, 70, 76. 86, 100.
Св. Иуст. Ф. и М., Разг. с Тр. Иуд., гл. 113, – см. свящ. П. Преображ., Соч. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 332–333; Тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 211, Толк. на кн. Чис., вопр. 95; – стр. 262, Толк. на кн. Втор., 6. 43; – стр. 270–271, Толк. на кн. И. Нав., воп. 1; – стр. 275, Ibid., воп. 3; – стр. 276, – воп. 4; – Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Огл., стр. 143–144, Х-е Огл. Слово.