Монах и монашество
Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею... 2) и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и заповеди Божии. Ангелы на небесах в любви. Вся жизнь монаха должна быть – любовь.
Всякий монах, терпящий всё благодушно, имеет мученический венец.
Внешнее монашество – это упражнение в подвигах: пост, бдение; сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность3 и прочее. А внутреннее монашество – это борьба со страстями, очищение сердца.
Через какие горнила приходится проходить монаху на иноческом пути с начала и до конца! Вот тут-то и нужна молитва Иисусова, и без неё ни одна душа не выдержит.
***
Монах всё время должен быть как бы в муках рождения, пока не придёт в меру возраста совершения Христова. А пока ещё жив наш ветхий человек4, он и даёт себя знать всякими страстями, тоской, унынием, и что теперь для такого человека тягостно, то впоследствии будет для него великим утешением, например, хождение к службам. Тогда применимо будет к такому человеку псаломское слово: Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдём в дом Господень» (Пс.121:1). Тогда уже в нём будет всё исполнено светом и радованием о Господе.
***
Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но удовлетвориться им одним тоже нельзя. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши – ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено – молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, даёт ему силу в борьбе; в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений...
***
Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество даёт ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается.
Не всё монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу и думает: я теперь стал монахом. Нет. Одно внешнее не принесёт никакой пользы. Правда, нужно носить монашескую одежду и поститься, но это не всё. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения – светить. Чего же недостаёт? Огонька. Необходим и фитиль, и керосин, но если нет огня, если она не зажжена, она не приносит никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польётся свет. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы, необходим внутренний огонёк.
***
Монахи, вообще вся наша братия, тоже люди, а раз люди, то есть обязательно свои страсти, пороки: один гордый, другой злой, третий – блудник и так далее. Все эти люди пришли сюда, в «больницу» (в Оптину пустынь), лечиться, кто от чего, и вылечиваются с помощью Божией. Видя пороки братии, надо стараться не осуждать – это у нас девиз. Все люди немощны, у всех есть страсти, мы же должны прощать.