Источник

Ответ 61, того же великого старца к тому же, который ублажал его за такую добродетель, приводил изречения из Писания и спрашивал: следует ли оставить употреблять в пищу овощи и жить по примеру святых отцов – с верою и благообразно; а также просил его молитв об исцелении разболевшихся глаз.   

Брат! На мне исполнилось чрез тебя слово Писания: «людие мои, блажащии вас льстят вы» (Ис. 3:12), и прочая. Такое ублажение не допускает нам видеть гнусность дел наших: оно, как думаю, вредит и достигшим в меру (духовного преуспеяния) и отлучает от веры в Бога, Который говорит: «Како... можете веровати в Мя, славу друг от друга приемлюще?.. (Ин. 5:44). Тот, кто понимает смирение апостола, изберет скорее буйство, да будет мудр впоследствии (1Кор. 3:18). Ибо кто показывает себя разумным, а не более духовным, тот, удивляюсь, если избежит осуждения, назначенного за кичливость. О смиренных же сказано, что они получают «благодать» (1Пет. 5:5). Если кто говорит о сладости слов Божиих, а сам не вкушает ее, то сим он показывает, что она горька. Не горько ли слово это: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24)? А если оно сладко, то зачем отвергаем его, желая исполнить свою волю? Кто говорит, что он знает путь, ведущий в какой-либо город, и однако спрашивает о сем пути, тот или презирает его, или, насмехаясь, искушает других. Если же кто знает путь и не хочет идти по нему, то такой подвергается осуждению, как весьма нерадивый. Имел и авва Арсений разум (духовный), но не показывал его, ибо смиренномудрствуя говорил: «Хочу спастись и не знаю как». Если кто покажет брату своему путь, а сам вознерадит идти по нему, – будет виновен. Путь же сей состоит в том, чтобы проходимое и оставляемое нами позади не привлекало нас обратно, иначе явимся на том месте, из которого вышли, достойные осуждения, и труд наш будет напрасен. Кто хочет совершенно узнать путь, но не идет с знающим его совершенно, тот никогда не достигнет града (небесного). Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься. На вопрос твой об овощах (скажу): сам не ищи, а если дадут – приими и ешь, вздыхая, как повинный осуждению за сладость (пищи твоей). Если упоминаешь о святых, то подражай и совершенству их самоотвержения и растворенной делами вере их, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20); а поскольку говоришь, (что желаешь жить) благообразно, то не найдешь дела благолепнее того, которое совершается с покорностью: это-то и есть послушание. Некто сказал, что сын послушливый в живот. Касательно глаз твоих (скажу): Создавший их силен и просветить их вместе с внутренними очами, которыми если видим, по слову Спасителя, то не имеем нужды в сих (телесных), как смотрящих на суету мира. Бог силен сотворить, да удостоимся и мы быть со спасающимися во славу всесвятаго имени Его. Аминь.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle