Вопрос 382, того же. Отцы, которых просят молиться о каком-либо искушении, чего просят у Бога: избавления ли от страсти или (вообще) полезного человеку? И как авва Сисой и другие отцы, молясь об учениках, просили им у Бога избавления от страсти? Как же нам разуметь, что «вся возможна верующему» (Мк. 9:23)? И еще: никто не бывает искушаем более, чем может (перенести) (см. 1Кор. 10:13). И искушение это служит ли к пользе? И приносят ли пользу молитвы святых?
Ответ Иоанна. Брат! поскольку мы оба праздны – я и ты, то оставляем наши страсти и спрашиваем одно вместо другого. Впрочем, относительно того, о чем ты спросил, думаю так: совершенные отцы молятся, чтобы Бог сотворил полезное с человеком, ибо если ему полезно, то Бог оставляет в нем страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти, – избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Авва же Сисой молился так о ученике своем, потому что получил извещение помолиться. И другой старец, или лучше сказать – другие молились также по извещению. А верить тому, что случающееся с человеком служит к пользе его, вразумляемся из слов апостола: «О всем благодарите» (1Сол. 5:18). Слова Писания: «вся возможна верующему», относятся к тому, чтобы с упованием переносить скорбь, происходящую от страстей, чтобы терпеть, долготерпеть и мужественно переносить все, подобно Иову. Бог же не искушает человека более, нежели он может (перенести); но если не (помогают ему) молитвы святых, то иногда человек, по своей лености, делается предателем себя самого. Бог да простит тебя, брат, за пустословие твое.