Источник

Вопрос 237, того же к тому же великому старцу.

Прости меня, Господа ради, господин авва! Святыня твоя сказала мне: «Вот прощены тебе беззакония твои». Авва же Исаия говорит, что пока человек ощущает сладость их, то они еще не бывают ему прощены, а я ощущаю сладость их. Господа ради скажи мне о том яснее, ибо помысл беспокоит меня, говоря: «Будучи таковым, ты не должен бы был принимать рукоположения, потому что в этом деле есть и тщеславие, и тяжесть», а посему и сомневаюсь относительно служения. Вместе с тем, прошу сказать мне вот о чем: помысл внушает мне, что я оставлен Богом, потому что в прошедшую неделю был сильно отягощен блудной страстью.   

Ответ. О, каков совет лукавых демонов! О, какова прелесть начальника их, диавола, доброненавистника и человеконенавистника от начала и даже до конца. Ибо как сам он отступил от Бога, так хочет погубить и всех людей. Брат, я сказал тебе, что прежние грехи твои прощены тебе, а не сказал, что не будешь иметь брани с ними, ибо человеку предстоит подвиг. Если бы ты и не имел грехов, то диавол приносил бы тебе (на мысль) сладость их, а теперь приносит тебе на мысль сладость их потому, что ты грешил прежде. Пример, который сказал авва Исаия, относится к услаждениям греховным и к тем, которые достигают их на деле, ибо оное – вспомнить сладость меда, а другое – вспомнить и вкусить его. Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сластных, а противоречит и подвизается против оной, прощены прежние грехи. Это суть козни супостата и сопротивника нашего, который всегда ищет поглощать людей живыми, чтобы привести в отчаяние спасения и безнадежие жизни вечной неутвержденных на твердом камне веры, по мере которой каждый получит (воздаяние). Итак, сохрани себя от оных (помыслов), чтобы не впасть совершенно в руки диавола, и помилует тебя Господь, живущий вовеки. О рукоположении же: кто осмелится назвать себя достойным? Поистине, разве беснующийся и совершенно забывшийся. Итак, осуждая себя, служи Богу в данном тебе сане, а от Господа исходят милость, помощь и сила. В служении же вспоминай сказанное: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11), и: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4). Не бойся, ты не оставлен Богом: если мы не оставим Его, Он не оставляет нас, ибо воля Его в том и состоит, чтобы мы обратились к Нему и спаслись. Что же касается до сильного отягощения твоего блудными помыслами: это случается оттого, что думаешь о ближнем злое и осуждаешь его; бывает и от свободного обращения с теми, с которыми я говорил тебе не сообращаться. Если мирские люди, желающие обогатиться, терпят многие бедствия в море и в путешествиях – тем более должны терпеть мы, которые ожидаем получить Царствие Небесное и назваться чадами Божиими и слышим, что «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем» (Еф. 6:12). Ты еще не подвизался противу греха до пролития крови и уже расслабляешься духом уныния. Что ты претерпел? Что перенес? Какие различные искушения претерпел с радостью? Ах, инок спящий! Покажи диаволу, что ты живешь для Бога, прибегая к Нему, действуя руками и ногами, когда плывешь среди обуревания мысленных волн, восходящих до небес и нисходящих до бездн. Исповедаюсь тебе пред Богом, что сердце мое (как знает Бог, Который создал его и положил в нем завет хранимых в нем святых заповедей) подвизалось с тобою, чтобы извести тебя силою Божиею из тьмы во свет истинный и из смерти осуждения в жизнь правды. Внимай себе, брат, ибо без труда и смирения невозможно спастись.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle