Источник

Ответ 197, того же великого старца к тому же, впадшему сильное уныние.   

Брат Андрей! Да не попустит человеколюбивый Бог наш ненавистнику добра врагу посеять в тебе печаль свою и уныние, чтобы он не привел тебя в отчаяние даже о том, что Духом Святым обещано тебе, возлюбленному благословенным Богом, но да отверзет Господь сердце твое «разумети Писания», как отвез некогда сердце Клеопы (см. Лк. 24:31, 32). Как же Бог и после обетований, данных святому патриарху Аврааму, все еще искушал его? Ибо сказано: «И... по глаголех сих» (Быт. 22:1), то есть обетованиях, данных ему как другу Божию, который принес Богу такую жертву и достоин был, чтобы не понести более никаких скорбей, которого веру Бог вменил в правду (см. Быт. 15:6; Иак. 2:23), и такому мужу попустил Он впасть в искушение, к испытанию его и к безответности темных сил, чтобы Авраам был образцом для верных, «яко многими скорбьми подобает им внити в Царствие Божие» (Деян. 14:22), чтобы они терпением своим спасали души свои (см. Лк. 21:19), «благодаря... за все Бога» (Еф. 5:20). Притом, вспомни и святого Иова, присного друга Божия, истинного, правдивого, непорочного и праведного благочестивого и удалявшегося от всякой злой вещи (см. Иов. 1:1), – как его, не заслужившего терпеть скорби, Бог предал искушению, к испытанию его добродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обличению чрез него. Для укрепления своей веры приведи себе на память «начальника и совершителя спасения нашего Иисуса" (Евр. 12:2), избавившего нас от наложенного проклятия (см. Гал. 3:13), как Он, приблизившись ко времени креста Своего, показывая нам путь терпения и спасения, говорил: «Отче... аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: но обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты хощеши» (Мф. 26:39). Ради нас сделал сие Запретивший некогда Петру, когда тот сказал: «милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие» (Мф. 16:22), показывая тем, что Он готов и благословляет пострадать; молился же прейти чаше той ради нашей только немощи, чтобы мы не изнемогали, когда молимся и не бываем скоро услышаны. Облобызаем страдания Спасителя нашего, Который соделался человеком, и вместе с Ним будем терпеть поношения, раны, уничижения, оскорбление чрез оплевания, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчью, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, и заимствуй из сего отраду твоим болезням. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час, носящих плоды терпения скорбей и прославленных, чтобы и ты был сообщником их и Иисуса, имея со святыми дерзновение пред Ним. Не печалься же, Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище. Ты тогда хорошо подвизаешься, когда тщательно внимаешь себе, чтобы не отпасть от страха Божия и от благодарения Богу. Блажен ты, если поистине сделался странным и нищим, ибо таковые наследуют Царствие Божие. Мужайся и укрепляйся о Господе. Не утомляюсь писать к тебе одно и то же, но желаю, да подаст тебе сие Господь. Помолись о мне.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle